Волк - зверь с высокоразвитой психикой. Это позволяет ему успешно сопротивляться всему многообразию способов борьбы с ним. Поголовно удалось уничтожить волков лишь в очень густо населенных странах с малой территорией. На большей же части ареала они еще обычные звери.
Долгое время поведение животных, в частности волков, определялось с точки зрения их инстинктов и условных рефлексов. Способность зверя анализировать обстановку и делать определенные, полезные для себя выводы (зачатки разумного поведения), отрицалась. Однако наблюдения за волками дают немало примеров, когда их поведение трудно объяснить лишь с точки зрения условных рефлексов. Известен случай, когда волк определял в соответствии с освещенностью безопасное от пастуха расстояние и, несмотря на выстрелы, восседал на виду у оленьего стада, ожидая удобной минуты для нападения.
Вся эволюция животного мира показывает постепенное совершенствование всех органов. Трудно предположить, что это не коснулось нервной системы животных и резкий скачок в развитии она сделала лишь у человека.
Многие ученые пришли к выводу, что животным свойственна способность анализировать обстановку, делать из этого определенные выводы и прогнозировать события. Еще Н. А. Зворыкин (1936) отмечал высокую психическую деятельность волков. Особенно отчетливо она проявляется во время коллективных охот хищников на разных животных. Волки расходятся в разнце участки для отыскивания добычи, сигнализируют о результатах розыска, окружают обнаруженную жертву, устраивают засады и нагоняют ее на затаившихся собратьев или на участки (на лед, в глубокий снег и т. п.), где ее легче взять.
Наиболее близка к волку собака, и изучение ее психики позволяет познать развитие нервной системы волка. Профессор Л. Кру шинский (1968), наблюдая за поведением животных, пришел к выводу, что некоторые виды животных, в том числе и собаки, действительно способны к определенному прогнозированию событий в будущем. Они живут не только в мире непосредственно действующих внешних и внутренних раздражителей, но и как бы с прогнозом на будущее.
Изучая биологию волка и эффективность различных способов его добывания, мы заметили три различные формы реакции волков на условия в которые они попадают в результате предпринятых против них мер борьбы.
К одной форме следует отнести те случаи, когда у хищника образуется оборонительный рефлекс на новый губительный для него раздражитель: капкан, отравленная привада, вооруженный человек и т. п. У волка, попавшего в капкан, но ушедшего из него, съевшего отравленную приманку, раненного выстрелом с автомашины или вертолета, но не погибшего, с первого же сочетания условного раздражителя (вид, запах капкана, отравленной привады, шум мотора машины или самолета) с безусловным болевым раздражителем образуется оборонительный рефлекс. Он возникает с первого же раза, иначе шансы сохранить жизнь у хищника будут ничтожны. Именно поэтому волки, ушедшие из капкана, не погибшие от отравы или от выстрела, становятся чрезвычайно осторожными и добыть их бывает очень трудно. Звери обходят капканы, не берут приваду и в лесной местности прячутся от вертолета в густых зарослях.
Вторая форма реакции - это потеря осторожности, угасание ориентировочного рефлекса вследствие неподкрепления его болевым раздражителем. Чаще всего она наблюдается при охоте на волков окладом с флажками. Когда зверь впервые видит флажки -новый раздражитель, он реагирует на это резко выраженной ориентировочной реакцией - боится их и может несколько дней (до 14) сидеть в окладе, даже не пытаясь преодолеть такую легкую преграду. Через некоторое время, ввиду отсутствия со стороны флажков каких-либо вредных воздействий, ориентировочная реакция угасает, и зверь преодолевает их. Такой волк в дальнейшем при встрече с флажками свободно уходит через них, и взять его окладом бывает очень трудно.
Третья форма реакции - образование зрительной связи на вредящий раздражитель, когда на виду у волков гибнут другие их собратья от капкана, отравы или выстрела. В. результате у волка-"зрителя" образуется оборонительная реакция на эти орудия и способы лова, и их поимка впоследствии будет затруднена. Опытами на собаках установлено, что при выработке условных рефлексов у одной собаки в присутствии второй у последней также вырабатываются условные рефлексы на раздражители, примененные к первой.
Мозг волка способен не только отражать отдельные воздействия внешних раздражителей или их группы, но и сопоставлять их, то есть синтезировать и соответствующим образом направлять свою деятельность. С этой точки зрения становится понятной та высокая экологическая пластичность волка, его наглость, осторожность и устойчивость против различных способов борьбы с ним. Эти особенности выработались у него в результате многовекового преследования человеком, когда малейшая ошибка в реакции вела зверя к гибели. Следовательно, залог успешного контроля за численностью волков и ее регулированием - в применении наиболее активных способов, исключающих возможность многократного знакомства с ними, и в их совершенствовании.
Поведение волка чрезвычайно сложно. Этот зверь подчас ведет настолько скрытный образ жизни, что его логово или нору, находящуюся вблизи селений, долго не удается обнаружить.
Зверь обладает большой наблюдательностью, по крику ворона, ворон и сорок, например, находит падаль. Он точно определяет свое поведение в соответствии с обстановкой.
Однажды в Костромской области мы обложили пару волков на небольшом островке густого ольхового леса. Время было позднее, и обтягивать флажками их мы не стали, а решили, зайдя с противоположной стороны, выставить зверей по входному следу на стрелков. Загонщик прошел лесок, вышел на номера, а волков не было. Тогда я прошел лес по следу волков, и только это вынудило их покинуть лежки. Оказывается звери, затаившись, пропустили загонщика.
Голодные волки бывают необычайно дерзки. Они нападают на собак, облаивающих белку или куницу, или во время гона зайцев в непосредственной близости от охотников.
вторник, 24 марта 2009 г.
Психология волка
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий