Ну что ж, открываю серию постов, посвященных оскаровским номинантам этого года по мере их просмотра Интересно, как будет развиваться дальше, здесь же вновь ввожу новую форму киношных ревью
Режиссер: Стивен Дэлдри
Сценарий: Дэвид Хэйер (по роману Бернарда Шлинка)
В ролях: Ральф Файнс, Дэвид Кросс, Кейт Уинслет
5 номинаций на "Оскар" - фильм, адаптированный сценарий, режиссура, операторская работа и главная женская роль
Сюжет: В 1958 году в Западной Германии простая контролерша в трамвае Анна Шмитц познакомилась с 15-летним пареньком, в тот же день он заболел скарлатиной, а через 3 месяца вернулся поблагодарить Анну - она помогла ему добраться до дома, это стало началом бурного и очень странного романа, который продолжался все лето - она его купала, он ей читал, они много говорили, еще больше времени проводили в постели, но он никогда не слышал и не видел, чтобы читала она. В один прекрасный день она просто исчезла, а 8 лет спустя он снова увидел ее во время судебного процесса, когда он был студентом-юристом, а она сидела на скамье подсудимых. Во время войны Анна работала в Аушвице и других лагерях, была среди надзирательниц, выбирала тех, кого потом расстреливали, чтобы освободить место для новых заключенных и была среди тех, кто повинен в смерти 300 людей, сгоревших в один момент в церкви. Женщины, которых судили вместе с ней, сказали, что именно Анна написала рапорт о произошедшем и отдавала приказы, доказать свою невиновность она не смогла - она никогда не умела ни читать, ни писать и стыдилась в этом признаться. Анну приговорили к пожизненному заключению. Майкл присылал ей кассеты, на которые начитывал книги, она училась читать и писать, они снова встретились за неделю до того, как ее должны были выпустить по амнистиции. Через несколько дней, просидев 20 лет в тюрьме, она повесилась.
Из негатива: вцелом, ничего нового, снова история человека, который попал в систему, который стал в ней винтиком, хотя жизнь могла бы сложиться совершенно по-другому, снова история любви, которая так и не стала историей, но навсегда оставила отпечаток на судьбе сразу двоих людей.
Из позитива: абсолютно великолепный сценарий, просто нет слов, каждое слово - на своем месте, каждое молчание - именно там, где оно и должно быть, неплохая стилизация, отличная работа камеры, но все это меркнет не фоне актеров. Файнс меня не впечатлил, он может куда больше и лучше, зато Майкл Кросс был шикарен! Но и они оба все равно в тени Уинслет - дух захватывает, особенно, когда она играет Анну в старости.
Вцелом - хорошее, серьезное кино, над которым хочется сесть и подумать. Подумать о том, что бы можно было сделать на месте Майкла в том зале суда. О том, почему он тогда решил не идти с ней общаться во время разбирательства. О том, что каждый из нас должен делать свою работу и работа эта у всех разная. О том, что в лагерях работали тысячи человек, почему же тогда судят именно этих и только этих? О том, что на каждую ситуация можно взглянуть, как минимум, с двух сторон.