Мы отправляем наших детей в школу и по большому счету, с этого момента в течение нескольких часов не знаем, что происходит в жизни детей, с кем они общаются, как себя ведут и в каком соусе, школьных отношений, купаются. Это и взрослые и одноклассники и огромное число других ребят, которые вольно или невольно сталкиваются с нашими детьми каждый день. Вам повезло, если в вашем классе педагог нашел общий язык с ребятами и вашим чадом. Что же делать в том случае, когда ситуация резко противоположная. Чаще всего, дело заканчивается переводом ребенка в другую школу. Еще чаще, все остается, как есть. И вот складывается ситуация: педагог, который с трудом скрывает негативное отношение к ребенку и школьник, вынужденный каждый день, встречать, общаться и утверждать свою позицию перед человеком старше себя и, с позиции, заранее проигрышной. Ребенок начинает хуже учится, становится агрессивным, невнимательным. Ни понять, ни объяснить этого не смогут ни родители ни педагоги, ни сам ребенок. А выводы сделают. Какой вывод? Понятно, что оправдан будет педагог. Ребенок не способен к обучению. Так просто и легко. Все вопросы сняты. А может, подобные ситуации, можно рассмотреть с другой стороны. Давайте сделаем это. Взглянем на проблему иначе. Что получится? Читайте и делайте выводы.
Гармоничное воспитание ребенка
начинается с душевной гармонии взрослого.
В одной из обычных школ в самом обычном классе начинается весьма необычное занятие.
За партами не ученики - учителя. Кто-то с удивлением, кто-то с недоверием, кто-то с надеждой разглядывает молодого человека, рисующего на доске. солнышко. Солнышко гармонии, каждый лучик которого - это гармоничные отношения с учениками и родителями, коллегами и начальниками, со своей семьей и самим собой.
Именно с такого рисунка врач-психотерапевт Михаил Бородянский уже в 16-й раз начинает курс "Гармоничный ребенок". Психологический фонд "ИМАГО" бесплатно проводит его для учителей и воспитателей, работающих в бюджетных учреждениях Петербурга и Ленинградской области.
Первый урок .
- Курс "Гармоничный ребенок" для родителей мы проводим уже больше десяти лет, - рассказывает Михаил Бородянский. - И очень часто по его завершении родители вздыхали: "Вот бы эти знания дать учителям наших детей". Однажды один весьма обеспеченный папа просто стукнул по столу кулаком и сказал: "Собирайте группу учителей - я оплачу". С этого поступка и начался наш, по сути, благотворительный проект. Уже более двух лет мы собственными силами и при помощи меценатов проводим бесплатные курсы для педагогов.
Их уже прослушали более 250 учителей, воспитателей и психологов из 110 образовательных учреждений Петербурга и области. Надо отметить, что учиться они приходят по собственному желанию, кто-то узнает о курсах от коллег, кому-то рассказывают родителей детей.
- Это наша принципиальная позиция, - поясняет Михаил Бородянский. - Мы учим тех, кто сам хочет учиться. Не по разнарядке, не ради сертификата. Тех, кто готов на протяжении полутора месяцев два раза в неделю по 2,5 часа тратить свое личное время. И условия у нас строгие. Сразу предупреждаем: одно пропущенное занятие допускается, два - человек выбывает. И должен будет дожидаться формирования следующий группы и начинать все сначала.
На первом занятии участники курса знакомятся, присматриваются к преподавателю, узнают о том, что же их ждет впереди. А заодно проходят тестирование. Тут и графический, и цветовой, и ассоциативный тесты, и большой - на 80 позиций - опросник. Но начинается занятие с почти детского смешного теста на сообразительность.
Небольшая разминка с вопросами из серии "Если вы обогнали бегуна, занимающего вторую позицию, то какую позицию вы занимаете?". Больше половины группы уверенно отвечают: "Первую!". Таких, кто не купился хотя бы на один из шести хитрых вопросов, в классе просто нет.
- Все покупаются и все ошибаются, - успокаивает Михаил. - Мы смотрим привычным взглядом и даем очевидные ответы. Задача нашего курса, чтобы у вас появился другой взгляд, чтобы вы могли мыслить нестандартно.
Солнышко светит всем .
- Когда мы говорим "гармоничный ребенок", мы подразумеваем не только детей, которых родители и учителя учат и воспитывают, - поясняет Михаил. - Гармоничный ребенок - это и мы с вами, это и наш "внутренний ребенок". Если внутри у человека солнышко, оно светит всем - и взрослым, и детям. И все вокруг делается лучше, и непослушные дети сами по себе становятся послушными, а многие проблемы просто исчезают.
В одной из групп была учительница, которая ну никак не могла осознать идею внутреннего солнышка. Из раза в раз приходила и говорила: "Не понимаю, объясните". Из раза в раз объяснял, и все равно: "Не понимаю". А однажды приходит счастливая, вся светится. "Вы знаете, я так и не поняла как, но это работает. Пришла на урок, и все так хорошо, и мне хорошо, и детей как будто подменили - такие славные все, такие замечательные".
Одна из самых больших тайн курса "Гармоничный ребенок" - что он на самом деле совсем и не про детей. Он про взрослых и для взрослых. Педагоги, приходящие на курс с жалобами на неуправляемых детей, на нехватку сил и энергии, на самые разные проблемы, в ходе работы разбираются в первую очередь в себе. В своих внутренних конфликтах и проблемах, в своем мироощущении и мировосприятии. В первую очередь ищут гармонию внутри себя, а когда находят - тут и случается маленькое чудо. Оказывается, что и силы есть, и дети один другого лучше, и вообще проблем не существует. Да, сложности бывают, куда ж без них. Но все решаемо и решается.
- А когда появится эффект от курса? - на первом же занятии спрашивают самые нетерпеливые. Михаил серьезно морщит лоб:
- Конечно же, не сразу. Первый эффект ощутите. - хитро улыбается, - после третьего занятия. Какое это у нас будет число? Можете отметить - вот в этот день и ощутите. И чем дальше, тем сильнее будете ощущать. Это как снежный ком.
Педагоги недоверчиво смеются. Так же, как и многие до них. Те, кто по завершении курса оставил восторженные отзывы. Такие, например, как учитель школы № 35 Светлана Бурдейная: "Этот метод дает возможность практически с первых занятий применять полученные знания на практике". Или учитель начальных классов школы № 233 Вера Черенева: "Если бы каждый учитель обладал этой информацией, сколько бы детей можно было уберечь от опрометчивых и неверных шагов в жизни, скольких искалеченных судеб можно было бы избежать".
- Очень часто учителя спрашивают: "Как можно проводить один курс для воспитателей детских садов, учителей начальной школы и тех, кто работает с подростками? Это же разные возрасты, разные проблемы", - говорит Михаил Бородянский. - Да, проблемы, может быть, и разные, а суть одна. Наш курс посвящен изучению человека как целостной системы.
Отцом-основателем системной психологии является академик Владимир Александрович Ганзен, который начал разрабатывать это направление более тридцати лет назад. Его ученик и мой учитель Виктор Константинович Толкачев на основе работ Ганзена разработал практический курс. Наш же курс является приложением работ Ганзена и Толкачева к конкретным ситуациям, возникающим между родителями и детьми, учителями и учениками. К сожалению, литературы по этой системе еще очень мало, так что наши слушатели получают действительно эксклюзивные знания..
Светлана Осеева
Санкт-Петербургские Ведомости Выпуск № 022 от 07.02.2008
вторник, 24 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий