воскресенье, 19 апреля 2009 г.

Есть ли причина у бескорыстной Любви? Ответы на вопросы, часть 2



Вопросы и ответы Хакимова Александра Геннадьевича,

Его Милости Чайтаньи Чандры Чарана Прабху,

07 августа 2008 года, Днепропетровск,

лекция по "Шримад Бхагаватам" песнь

Вы сказали, что недостаточное количество философии,

побуждает человека попадать под влияние двойственности.

А если преданный не склонен к философским размышлениям?

Если преданный не склонен к философским размышлениям, к изучению философии?

Эту склонность нужно развивать.

Человек должен быть немножко философом.

Особенно в определённые моменты времени.

Например, Васудева и Деваки.

Они поженились. Была свадьба, были молодожёны, всё было хорошо.

Но когда Камса хотел убить Деваки, Васудева стал говорить философски, необходимо было, чтобы защитить Деваки.

Или случаются обстоятельства, события происходят, которые вы не можете контролировать - выше вас.

Как вы это поймёте?

Только философски.

Необходимо знать философию, основу, азы философии.

Мы не такие уж большие философы здесь.

Нам не нужно быть такими, как гьяни, которые спекулируют, комбинируют все эти логические цепи, звенья, выстраивают новые, новые, новые и новые концепции.

Нет у нас Тхитакир Муни, мы говорим о Кришне, вокруг этого строим своё знание.

Это самая простая философия.

И самая могущественная.

Кто-то может анализировать карму, диагностировать её, и тома и тома книг писать, как диагностировать карму.

А Кришна говорит, что нужно знать просто, что такое карма, викарма и акарма.

Всё.

Действие, запрещённое действие и бездействие.

Ничего не надо знать больше, не нужно диагностировать карму.

Простая философия.

Интересно само по себе исходное слово: " прайоджана"

. Я знаю, что есть самбандха, абхидея и прайоджана.

То есть, это означает, что гьяна и вайрагья появятся только тогда, когда достигается совершенство в бхакти-йоге?

Когда установлена бхакти-йога.

Это слово значит установить.

Достичь, установить здесь как синонимы.

Цель - прайоджана, так?

А здесь установить, установлена.

Это означает, что мы можем достичь бхакти, установив её принципы.

Если вы следуете садхана-бхакти - это прайоджана - установили в своей жизни деятельность, уже установлена.

Это уже придаёт знание, вайрагью.

Просто следование процессу.

Уже вы получаете результат.

Прабхупада, в одном из комментариев говорит,

что нужно избавиться от страха перед духовным существованием. Не совсем понятно.

Страх перед духовным существованием.

Это известная психология у человека.

Каждый боится духовной жизни в каком-то смысле.

Пока есть материальные желания, будет некоторый страх духовного существования.

Если человек сохраняет материальные желания, он будет общаться с Господом на большой дистанции.

Если он сохраняет материальные желания, то ему нужна дистанция, безопасная дистанция, потому что, если вы близко подходите к Кришне, то материальные желания разрушаются.

Поэтому это опасно для материальных желаний.

Вы стремитесь сохранить безопасную дистанцию, на некотором расстоянии быть.

Принимаете Кришну, но близко - нет - страх.

Человек беспокоится всегда о своём материальном существовании.

Ему кажется, что Кришна просто всё отберёт либо разрушит - отречение придёт.

Так ему кажется.

Он думает, что у Кришны нет интеллекта достаточно, чтобы понять меня: "Он нас, материалистов, не понимает, знаете ли!!!

Он слишком возвышен, слишком оторван от действительности.

Я знаю жизнь, я живу в этой жизни, а Кришна, Он там, на Голоке,

Он не понимает нас никогда".

Так думают некоторые люди, материалисты.

Такова их философия. Отсюда страх.

Поскольку есть материальные привязанности.

Но преданный, у которого даже есть какие-то материальные желания, привязанности, но есть опыт духовной жизни, способен преодолеть этот страх.

Поэтому Прабхупала говорит:

"Нужно преодолевать этот страх. Обрести опыт в духовной жизни, что на самом деле вы ничего не теряете в сознании Кришны.

Вообще, потерь нет на этом пути. Это кажется так из-за иллюзии".

Слушая чистых преданных, мы начинаем понимать суть бхакти. Почему же эта суть и понимание теряются, когда мы теряем это общение? Ведь оно же вечно, оно должно остаться.

Почему оно теряется, прячется?

Она присутствует либо прямо, либо косвенно.

Есть разница, когда она прямо, либо косвенно присутствует.

Косвенно она действует посредством кого-то.

Например, если я хочу всё-таки помочь своему сыну, который со мной

не хочет общаться, ушёл от меня, всё - у нас такие отношения с ним,

то я сам не приду непосредственно, но я пошлю кого-то, чтобы он не знал. Так действует бхакти.

Бхакти всегда бескорыстна, она никому не завидует, она продолжает оставаться в сердце в дремлющем состоянии и действует через разных представителей. Через тех, с кем я общаюсь в этом мире.

Я могу иметь эту любовь к кому-то из людей - это тоже проявление бхакти будет, но уже не непосредственно, а через каких-то представителей материальной энергии.

Это та же самая сила.

Поэтому иногда мы потеряем её непосредственно.

Когда мы слушаем в обществе преданных что-то, мы чувствуем непосредственно бхакти, её присутствие, и на слух кажется, что это одно,

но в жизни, когда мы выходим, мы не знаем, как же это применить в жизни? Тут столько много посредников.

Эта энергия духовная, тут, конечно, все души, но все в материальных телах, все со своими интересами.

Как здесь строить отношения?

И тогда мы тоже вступаем в косвенные отношения с бхакти.

То есть, в корыстные отношения какие-то вступаем, в торговые отношения, поскольку мир так устроен у материалистов. И Прабхупада говорит, что нам нужно создать общество преданных, чтобы здесь была чистая бхакти, чистое служение, чтобы мы делали что-то, много делали и бескорыстно для движения Прабхупады, друг для друга, для гуру и Кришны. Так постепенно бхакти установится, как здесь говорится, прайоджана, установится бхакти, бхакти-лока.

Просто заходя в храм, будете попадать на бхакти-локу сразу же.

Эта сфера любовного обмена. Сразу.

Вы что-то даёте, что-то получаете, что-то говорите о Кришне, и духовный мир непосредственно будет установлен.

В чём вред и в чём польза оскорбительного воспевания?

В чём вред и в чём польза оскорбительного воспевания?

Нама-апарадха не даёт прогресса.

Человек не может прогрессировать вообще, совершая нама-апарадху.

В этом недостаток нама-апарадхи.

Пользы не вижу в нама-апарадхе.

Это то, от чего, Прабхупада говорит, нужно отказаться нам.

Желателен нама-абхас.

Там тоже есть какие-то недостатки, анартхи, но есть прогресс.

Мы не принимаем пути без развития, без прогресса,

мы не видим в этом пользы.

Вопрос

В нама-абхасе. Мы начинаем с нама-абхаса, не с нама-апарадхи?

Сначала нама-абхас.

Если посмотрите "Харинама-чинтамани", увидите, что сначала описывается нама-абхас, потом нама-апарадха, потом чистое воспевание. Сначала мы приходим в невежестве и не можем совершать оскорбления, это нама-абхас называется.

Поэтому он и поднимает нас. Но чем больше мы начинаем понимать философию, себя, разбираться. Эти оскорбления, которые там были неосознанны, становятся уже проявленными, ведь мы уже начинаем видеть недостатки в преданных реально и говорить об этом. Раньше мы этого не делали. Раньше, поскольку мы были в невежестве, мы думали: "Тут Вайкунтха. Тут все полубоги".

Мы всем просто служили, это чистое преданное служение было.

Ничего взамен не нужно. Ночью позвоните, и я пойду - бхакта сделает всё. Старый преданный, он уже всё, должен отдыхать, а бхакты могут всё:

и пуджарить круглые сутки, и готовить - всё могут делать, никаких оскорблений. Но позже эти оскорбления начинают проявлять себя, они прорастают.

Вот тогда мы сталкиваемся с этой областью нама-апарадхи.

Вот тогда уже описываются десять оскорблений, которые нужно избегать при воспевании.

Нама-апарадха не поднимает человека, поднимает нама-абхас.

Вот вы идёте на харинаму, скажем, поёте киртан, и вы чувствуете,

как тяжело среди материалистов петь харинаму.

Вдруг какой-то человек проходит нетрезвый и начинает тут с вами танцевать и кричать Харе Кришна.

И вы все в экстазе.

Почему? У него чистое воспевание.

Мы с оскорблениями воспеваем, потому что мы уже опытные,

а он чисто воспевает - нама-абхас у него.

И экстаз сразу начинается, как будто чистый преданный пришёл какой-то, верно?

Шишупала говорил о Кришне, это нама-абхас был, с издёвкой говорил о Кришне, Джарасандха с усмешкой, свысока, высокомерно повторял Харе Кришна. Это всё примеры нама-абхас, ненамеренного воспевания.

Сито Абхела, Парихаса, это описывается в Бхагаватам четыре типа нама-абхас. Они дают освобождение, можете себе представить? Они все освободились: Джарасандха, Шишупала, все освободились.

Но нама-апарадха - это вещь очень скверная, это путь в майаваду.

Это уже осознанно, это наука оскорблений.

Поэтому нужно отказаться от критики, хотя это трудно, но мы уже знаем, что надо отказываться, мы должны преодолеть, мы должны сейчас совершить усилия, совершить прогресс осознанный нама-абхас.

Вопрос не слышно!

Это тоже корыстная цель.

Это называется желание салокьи, жить в том же месте, где и Бог, быть с Богом.

Салокья - освобождение.

Бхакты даже эту цель не преследуют, написано, они хотят служить Кришне, только служить, другого мотива нет.

Попадая в ад, да?

В ад преданные не попадают.

Господь Чайтанья об этом говорит:

"Ты можешь меня обнять или растоптать ногами.

Это не изменит ничего в моей духовной жизни,

я буду продолжать тебе служить жизнь за жизнью".

То есть преданный, даже если попадает в трудные обстоятельства,

где он страдает, всё равно служит Кришне.

Вопрос не слышно!

Да, но вы служите Богу, вы уже с Богом.

Вы служите Богу, значит, вы уже с Богом.

Бхакти включает в себя все эти виды освобождений, всё есть там.

Не беспокойтесь, там есть всё, всё, что вы хотите, всё, что вам нравится.

Одна преданная, ученица Индрадьюмны Свами, уходила из этого мира в свои девятнадцать лет, она была больна. Она призналась перед самым уходом духовному учителю:

"У меня ещё остались привязанности в этом мире. Я не знаю, смогу ли я достичь Кришны?".

Гуру спросил: "К чему ты привязана? Что бы ты хотела получить?".

Она говорит: "Я люблю помидоры".

Гуру говорит: "Не беспокойся, там очень много помидоров, на Вайкунтхе, они есть там".

И она успокоилась.

Там есть всё.

В бхакти есть всё.

Если вы служите Кришне, там уже есть всё в этом принципе.

Знаете почему?

Потому что Кришна служит в ответ.

Но вы не должны этого хотеть, что я послужу, а Кришна мне в ответ потом даст что-то. Мы не должны быть мотивированы.

Поэтому мы хотим просто служения, а Кришна всё Сам устраивает. Он устраивает так, что мы как бы не от Него получаем подарки эти.

Вопрос не слышно.

А мы не принимаем, что Он даёт.

Мы сразу в служении используем снова для Него.

Поэтому соревнование продолжается:

Он даёт больше, а мы всё больше отдаём.

Он говорит: "Нет, Я должен вознаградить его".

И не получается у Него это сделать, видите?

У Него проблемы возникают, у Бога:

"А как же Я отплачу? Я же не могу деньги взамен бхакти предложить. Этим я оскорблю своих преданных".

И Кришна попадает в трудную ситуацию, верно?

И что Он говорит тогда?

"Хорошо", - Он говорит гопи

- "Раз Я в таком долгу неоплатном, Я сделаю так:

вот этот процесс бхакти, служения, и будет для вас высшей наградой!!! Это они не оставят никогда. Вот этот процесс и будет самой высшей наградой. Это самый блаженный процесс будет, процесс служения Богу".

Преданные счастливы воле - неволей на таком уровне, даже не желая этого. Иногда друзьям Кришны экстаз мешает, затмевает их рассудок.

Один преданный, друг Кришны, стоял с опахалом, омахивал Кришну. Вдруг прилив экстаза был такой, что он подумал: сейчас он либо выронит опахало, либо потеряет сознание, и он стал отгонять этот экстаз: "Уходи отсюда, уходи, ты мешаешь служить Кришне".

Когда Арджуна увёз Субхадру, то внешне кажется, что он действовал для себя. А где же бхакти?

Где же бхакти, когда Арджуна украл Субхадру?

Субхадра - сестра Кришны, поэтому она привлекла его.

Первая волна - это было распространение книг в Советском Союзе.

А что такое вторая, третья волна?

Вторая волна - за пределами Советского Союза.

Сейчас все хотят вторую или третью волну. Нет, это правильные вещи, что нужно делать что-то ещё, а не просто раздавать книги людям. Потому что многие сейчас не умеют читать, как раньше. Раньше едите в метро, и там люди читают Достоевского, скажем. И прекрасно понимают. Тишина стоит такая мёртвая - читальный зал. Петербург, 90-е годы или 70-е годы. Все, все, все читали, каждый читал, с книгой ездил. Люди всегда серьёзные вещи какие-то осмысливали. Поэтому, когда им давали "Бхагавд-Гиту", они говорили: "Вот, то, что нам нужно!", "Источник вечного наслаждения" - "О! Здорово!".

Сейчас им трудно сосредоточиться из-за образа жизни, который навязан. Читать не умеют люди.

Поэтому видите, что мы делаем?

Мы ещё пишем книги, которые могли бы как-то связать постепенно с книгами Прабхупады. Им нужна помощь определённая.

Для всех?

Для большинства. Нет, есть философские умы, но очень редко.

Вопрос не слышно.

Не буду критиковать Деваки.

Это очень возвышенные преданные. Так говорят некоторые бхакты, но они не в духе критики говорят. Нам нужно быть осторожными с этими анализами.

Нарада Муни об этом молчит всегда, когда его спрашивают.

Он не говорит об этом.

Даже Нарада Муни удерживает свои слова о том, чтобы оценивать уровень бхакти. Это очень тонкий вопрос, очень сложный, рискованный.

В ходе духовной практики, какие-то старые греховные привычки одни, отпадают очень легко, а некоторые, очень глубокие, они остаются. Что самое ужасное, вкус к ним остаётся, а к Святому Имени ещё такого вкуса нет. Каким образом заменить низшие вкусы на высшие? То есть, нет ещё высшего вкуса, а старые, низшие, сохранены ещё.

Прабхупада сделал так в храмах.

Он говорит: "Заполняйте все комнаты, где вы живёте, поскольку склады уже заполнены, книгами".

Преданные заполняли, потом приходили в комнату, и негде лечь даже.

- А где же спать?

- А вот распространите, и будете спать.

Так заполняется всё высшим вкусом и низший уходит.

Начинают заниматься преданным служением. Чтобы иметь какое-то чувственное наслаждение, они должны сначала совершить преданное служение.

Привыкайте к аскезе. Усвойте, что это просто наш принцип жизни.

Аскеза - наш принцип жизни.

Не такая уж она высокая аскеза здесь.

Тут столько наслаждений в сознании Кришны, о чём мы говорим вообще? Тут пир за пиром и пиром погоняет.

Праздник за праздником, фестиваль за фестивалем круглый год.

Все материалисты завидуют уже. Вот там аскезы.

"Это система отдыха", - Прабхупада говорит.

Привыкните к этой системе отдыха.

Для начинающего человека, Кришна - это Бог, это далеко, это высоко, это что-то такое необъятное. Но вот учитель, он непосредственно передо мной. И для меня большая сила любви направлена на учителя, потому что это, как родник.

Это устроил Кришна, это Его устройство.

Он сказал об этом Арджуне: "Есть много людей, которые поклоняются мне в этом мире, но, Арджуна, ты должен знать, что они не являются преданными".

Арджуна даже испугался, когда услышал: "А кто же преданный?".

"Те, кто поклоняются Моим преданным, настоящие преданные", - Он сказал.

Это устройство Кришны, то, о чём вы говорите.

К Кришне мы уже придём непосредственно совершенными.

Сначала мы придём к духовному учителю несовершенными. Непосредственно будет гуру иметь дело с нашими несовершенствами, Кришна - нет.

Кришна нас примет уже, в готовом наилучшем виде.

Это будет плод бескорыстного служения духовного учителя.

Для Кришны сделает дары - чистое бхакти учеников преподнесет Ему.

В этой связи, Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что, для того, чтобы сделать ученика достойным, надо литры крови.

Что имел в виду Бхактисиддханта Сарасвати?

Литр или литры?

Один литр, сколько?

Мне интересно просто.

Литра мало.

Это в Индии может быть литр, но здесь нужны все литры.

Что имелось в виду?

Со временем вы узнаете об этом

Не думайте, что так вот просто всё то, что мы можем делать в сознании Кришны год за годом. Это только по милости Прабхупады и духовного учителя возможно, при их поддержке. То есть, мы на коленях сейчас у Кришны сидим просто. Поэтому нам кажется, что мы что-то умеем делать. Кто-то тратит литры крови, чтобы мы были счастливы в сознании Кришны продолжать процесс.

Вопрос не слышно.

Здесь ачинтья-бхеда-абхеда-таттва.

Можно и так сказать, но это будет неполное понимание духовного учителя, это уведёт в майаваду постепенно, в состояние независимости от гуру уведёт.

Это неполное представление.

Полное представление: и так, и так правильно будет сказать,

потому что гуру - он индивидуальность, ученик - индивидуальность. У них могут быть свои индивидуальные, отличающиеся настроения отношения с Богом, само собой разумеется, поскольку мы индивидуальности.

Но это не означает, что гуру не может открыть эту индивидуальность ученику.

Эта индивидуальность ученика означает отношение с Богом,

его отношение с Богом, верно?

Вот для этого гуру и существует, чтобы научить этим отношениям

с Богом.

Именно это и есть возможность, гуру - это и есть та самая возможность. Иначе, то, о чём вы говорите, это не концепция гуру-таттвы вообще.

Вот слепой человек.

Гуру сравнивается с очками.

Вы же не видете очки, когда смотрите на мир. Вы даже не замечаете их. Вот это называется гуру-таттва.

Это не препятствие, это не тот, кто вас не понимает и пытается навязать своё понимание, и вы уже не можете принять его, потому что у вас есть другая индивидуальность, и тогда вы вступаете в конфликт с гуру и должны уйти к Кришне неминуемо это и есть майавада: гуру - верёвочная лестница, вы забрались, потом зачем она нужна? Сбросьте её, всё.

Мы обсуждаем философский принцип гуру-таттвы сейчас.

Что гуру даёт эту возможность ученику совершать преданное служение и применять именно свою индивидуальность.

Когда Прабхупада вёл киртан на колеснице Ратха-ятры, он пел и попросил другого преданного, чтобы он продолжил киртан. Преданный продолжил киртан мелодией Прабхупады, потом спросил:

"Прабхупада, я должен Вашу мелодию продолжать петь?".

Прабхупада сказал: "Нет, ты должен действовать согласно своему настроению". Пример.

Вопрос не слышно!

"Шримад Бхагаватам" очень близко относится к нам. Всё, что написано в Бхагаватам, попытайтесь принять на одном уровне, вместе, одновременно.

Ценнее всего сейчас для нас "Бхагавад-Гита", потому что мы непосредственно сражаемся в этом мире, мы в положении Арджуны находимся, каждый. Это самая важная книга, на которой основываются, открываются все другие писания: "Бхагаватам", "Чаитанья-чаритамрита".

"Бхагавад-Гита" всегда очень важна.

Собственно, мы всегда задаём вопросы как Арджуна: как совместить материальное и духовное?

Это вопросы Арджуны:

"Оставить битву или не оставить битву? Лучше оставить битву, уйти в лес медитировать? А если сражаться, то я потеряю духовное. А если уйти в духовное, то я потеряю материальный долг. Что же делать?".

И Кришна объясняет.

Это есть "Бхагавад-Гита" - это самая главная книга для нас.

Вопрос не слышно.

Очень важный момент, потому что пока мы не увидим с вами, что мы живём во Вселенской форме, мы будем бояться этого мира.

Прабхупада, например, мог видеть Кришну в материальных объектах, таких как шум океана, он слышал дыхание Радхарани, или рассматривая розу, что-то красивое.

Также, Прабхупада смотрел на красивых женщин иногда, но он думал о Кришне, он думал о том, как прекрасно сознание Кришны.

Однажды Прабхупада долго смотрел на беременную женщину и улыбался. Ученики с вопросом смотрели на него.

Он говорил: "Беременная женщина становится красивой, как дерево, нагруженное фруктами".

Это его жизнь была, его вкусы были. На духовном уровне.

И через это ученики видели, что Прабхупада свободно может жить в этом мире, общаясь с Богом, видя Кришну везде, во всём. Вселенская форма тоже. Прабхупада понимал её хорошо.

Недостаток знаний вызывает страх. Если мы не знаем правил дорожного движения, мы боимся каждого поворота, так ведь? То есть, нужны знания, чтобы мы могли жить в этом мире правильно, бесстрашно.

Затем Параматма. Это следующий момент. Когда мы выходим на санкиртану, прямо в материальном мире начинаем проповедовать, мы видим: оживает, вот она, вот она Вселенская форма, вот мы видим везде сознание Кришны, всё это энергия Бога, я защищён, защищён этим сознанием Кришны. Теперь я ощущаю, как Кришна действует через сердце, в других сердцах тот же самый Господь. Как люди реагируют, как помогают. Непонятные люди вдруг вмешиваются и ситуация - всё помогает, всё взаимодействует, всё связано. Параматма существует. Всё это есть. Вы видите в процессе. Это необходимо знать, это "Бхагаватам".

Вопрос не слышно.

Почему часть? Здесь сейчас проявляется часть индивидуальности, незначительная очень, почти ничего.

Ты удивишься, когда увидишь свою духовную форму.

Потому что ничего общего не было с этим.

Ты подумаешь: "Как я вообще до такого дошёл, непонятно?".

Нет, ты тот же самый, личность та же самая, но ты просто скажешь:

"До чего же я докатился!".

Это был ты, конечно, но в таком состоянии, что не дай Бог.

Увидишь потом - какой! Потерпи немножко.

Уже ты хороший, какие проблемы? Ты уже в сознании Кришны.

Вопрос не слышно.

Не знаю. Можешь спросить у Госвами Махараджа.

Это вопрос эзотерический, очень глубокий.

Это тема частичных воплощений, смешанных.

Это очень сложная тема для нас.

Мы можем допускать, что ачарьи как-то видят это всё,

но мы не должны углубляться в эту тему.

Сейчас пока это слишком, обсуждать такие темы.

Вопрос не слышно.

Если все заняты бхакти?

Да, в бхакти все по-разному это выражают. В бхакти, в духовном мире. Именно там проявляется полностью индивидуальность по-отношению к Богу у каждого: своё настроение, своё служение неповторимое, свои неповторимые отношения с Ним. Поэтому интересно общаться друг с другом. Там много разнообразия бхакти.

Разнообразия? Например, здесь люди работают ради денег,

но у всех профессия разная тем не менее.

Принцип один, но у всех разная индивидуальность, разная профессия,

все по-разному это делают. Материальное отражение.

То есть, живое существо, эта индивидуальная частичка неповторима, уникальна от других. Как листья на дереве: ни одного нет похожего, никогда не будет, так утверждается. Так же и души все. Поэтому каждый выражает индивидуальные отношения с Богом. То, как любит одна душа Кришну отличается от того, как любит другая душа Кришну. Это безгранично. И вот это там всё проявляется в полной степени.

Вопрос не слышно.

Однажды приближался праздник Дивали во Вриндаване.

И Кришна подумал: "Надо украсить всех коров жемчугом".

И кто-то из друзей сказал: "Кришна, слушай, если мы украсим всех коров во Вриндаване жемчужными ожерельями, то богиня Лакшми будет очень довольна, представь Себе. Она даст такие богатства!".

Кришна сказал:

- А где же мы столько жемчуга возьмём?

- Придумай что-нибудь, ведь идея-то хорошая?

- Да, идея хорошая, если всех коров украсить жемчугом. Надо сделать.

Но столько жемчуга нет. Представьте, сколько коров на Голоке Вриндавана. О-о-о! Сколько нужно жемчуга! Знаете, сколько на дому у каждого было коров? Не сосчитаете! Во Вриндаване несметное, бесконечное количество коров. И Кришна решил их украсить. Даже Кришне было не так просто решить эту задачу.

Он пошёл сначала к гопи. Кришна тогда ещё был ребёнок, и они в этом возрасте ещё задираются друг с другом, девочки и мальчики. Такие отношения: толкают друг друга, за косы дёргают. Поэтому, когда они встречаются, всё время какие-то острые слова находятся, шутки.

И Кришна говорит: "Так, поскольку праздник Дивали приближается, мы решили, Я - принц Враджа, царский сын, Я решил украсить всех коров жемчугом. Вы должны заплатить. Все украшения снимайте, все ценности - будем украшать коров".

Гопи подумали: "Вот, ещё одна шутка. Хорошо, принц Враджа, хорошо. Мы сейчас дадим тебе самое ценное".

Лолита вышла, открыла шкатулку свою и там была жемчужина, треснутая пополам: "Вот, бери для коров, коровам подойдёт!".

"Ах так!" - Кришна говорит

- "Вы ещё пожалеете об этом! Вы ещё ко мне придёте!".

И Он пошёл к Нанде Махараджу.

- Нанда Махарадж, Я что подумал. Что неплохо было бы украсить всех коров жемчугами во Врадже.

Нанда Махарадж когда услышал, так обрадовался!

- Ха-ха-ха! Вот настоящий сын, посмотрите! Как Он мыслит!

Как Он уважает коров! Как Он правильно понимает вообще жизнь! Коровы - наши матери! Сын, Ты просто потрясающую вещь сказал!

Нужно всех коров украсить жемчугом!

Только я не знаю, где столько жемчуга взять, но идея потрясающая!

- Но мы же вайшьи, мы же земледельцы.

Дай мне жемчужное ожерелье, Я посажу и выращу.

- Ха-ха-ха-ха-ха! Потрясающий ребёнок! Такой умный!

Вот видит же, что нужно сажать, выращивать! Вот настоящий вайшья, достойный. Как мыслит вообще! Но только понимаешь, жемчужины не растут в земле. Они в море, в устрицах, их добывают - это большой труд.

- Но почему? Если всё другое растёт, почему жемчуг не растёт?

Сними ожерелье, Я пойду, попробую хотя бы.

- Ну ладно, ладно. Если хочешь попробовать, посади, конечно.

Ха-ха-ха-ха-ха!

У Йашоды снял, у Нанды Махараджа снял.

- Только не забудь, запомни, где закопаешь, хорошо?

А так можешь сажать.

И Кришна пошёл. Там Шридама, Судама, окружение. Закапывают, в землю бросают жемчуг, закапывают.

Кришна говорит:

- Так не вырастет, похоже.

Шридама говорит:

- Что-то мы, кажется, делаем не то.

Слушай, Ты уверен, что это всё нормально?

- Конечно, вырастит! - Кришна говорит

- А что! Что ты сомневаешься! Всё же растёт, и жемчуг тоже вырастит.

- Не знаю, что потом нам будет от старших?

- Нет, если полить молоком, - Кришна говорит - Вырастет обязательно!

- А где взять молоко?

- Так иди к Йашоде попроси, она даст.

- Ты уверен, что она даст молока на такое дело?

- Да Я уже договорился с ней.

Они уже дали ожерелья, молоко должны дать.

Идут друзья.

- Йашода, нужно молоко.

Мы посадили жемчуг, надо полить молоком теперь.

- А, ну ладно, ладно, ну-ну-ну.

Ну что же, вот там ведро молока, возьмите и полейте.

Пошли.

Гопи смотрят-подсматривают:

"Ха-ха-ха! Что творят! Додумались же до такого! Закопали в землю самые дорогие ожерелья и молоком полили всё в грязи!".

На следующий день проросли жемчужины. На глазах выросли деревья, цветы. Появился жемчуг крупный, разного цвета. Запах пошёл какой-то новый, жемчужный повсюду во Вриндаване.

Все сбежались: "Вот это да! Жемчуг вырастили!".

И только успевают нанизывать, на коров одевают. Растёт всё, цветёт - горы жемчуга!

"Но этим гопи - ни одной жемчужины", - Кришна говорит - "Их коровы будут без жемчуга ходить".

Гопи обиделись: "Как же так! Похоже, Он нас обошёл всё-таки. Если Он взял какие-то два ожерелья от Нанды Махараджа и Йашоды, то мы сейчас все свои ожерелья закопаем и вырастим больше жемчуга".

Взяли большое поле. Весь свой жемчуг, всё, что у них было, в землю закопали, стали поливать водой и:

"Не поняли. Что-то мы не учли. Что будет дальше, мы не знаем.

А как старшие узнают, что мы все драгоценности закопали в землю? Сейчас не найти ничего. Ситуация становится опасной".

- Нам не сдобровать! - Лолита говорит

- Радхарани, слушай, мы влипли, кажется.

- Ты знаешь, Он поливал молоком.

Нужно молоко, но побольше - у нас большое поле.

Они стали носить молоко днём и ночью. Залили всё молоком - простокваша получилась, жижа. И не растёт ничего.

- Вот это мы влипли! Теперь мы не достанем этот жемчуг оттуда. Что же делать? Нужно где-то найти. Старшие сейчас будут ругать, мужья.

Пастушки собрались на это поле: "Ха-ха-ха-ха-ха! Весь жемчуг свой закопали! Что им теперь будет! Вот, как вам! Не дали жемчуг свой. Вот, получайте теперь!".

Гопи посмотрели: "Надо что-то делать. Доставать где-то жемчуг надо".

- Единственный выход, - сказала Лолита

- Идти к Кришне просить. У него полно жемчуга.

Радхарани говорит:

- Да, идите, просите. Я не пойду, это выше меня. Нет, я не пойду.

Ещё просить перед Ним что-то. Нет, я не пойду.

Я спрячусь за деревом.

И гопи пришли и сказали:

- У нас к Тебе просьба. Нам нужен жемчуг.

Нам нужно вырваться из этой ситуации. Ты причина этой лилы.

- Ну как? Ваша сельскохозяйственная лила удалась?

Ваш жемчуг не растёт? Хорошо. У меня много жемчуга, Я могу вам дать. Но Я продам жемчуг.

- Да, мы знаем, мы готовы. Мы принесём золото, мы принесём что-то взамен. Пожалуйста, дай нам достаточное количество жемчуга.

- Нет, нет, мне нужно не золото, - сказал Кришна

- Нужна только одна драгоценность.

- Какая?

-Вон там за деревом прячется. Меняю вот эту кучу жемчуга на ту девчонку. Я думаю, что это как раз по цене совпадает.

Радхарани в гневе:

- Как! Ты меня сравнил с этой грудой камней, что-ли? Меня? Так Ты меня унизил!

Обиделась и ушла вообще. Всё, она в гневе. Радхарани уходит.

Плачет, расстраивается: Кришна так её оскорбил, с камнями сравнил её ценность.

И Кришна после этого берёт золотую шкатулку для каждой гопи, подписывает её имя, наполняет жемчугом, посылает всем гопи. Всем жемчуг, каждой. Всё устраивается наилучшим образом. Все коровы в жемчугах. Праздник, фестиваль большой. Все танцуют, все поют, все счастливы.

Кришна занимает нас в этом всём.

Сейчас вы думаете:

"Если я попаду в духовный мир, что я там буду делать вообще?

Что же там делать?

Пришёл в духовный мир, дальше что? Не знаю".

Не беспокойтесь, там уже всё организовано.

Кришна там покоя ни секунды никому не даёт.

Это великий разум, который играет, шутит, извлекает наслаждение

из всего, из рас.

Мы просто станем Его инструментами и всё.

До зачетной недели осталось недель пять..

Что тут скажешь?

Да, это был год пофигизма. Не скуки, а именно пофигизма. На 4 курсе я окончательно перестал слушать преподавателей. Думаю, на 5 курсе эту традицию придется возобновить, ибо начнутся педагогические предметы, а потом и практика. Надеюсь, педагогику будут преподавать интереснее, чем психологию, от которой в моей памяти не осталось ничего, кроме смутных воспоминаний о том, как мы делали доклад на пару с девушкой, которая на факультете уже практически не появляется.