среда, 15 апреля 2009 г.

Без заголовка

"Привет, если не трудно, расскажи пожалуйста, что у вас в университете изучают по психологии? Просто я сам ей заинтересовался недавно, очень интересно, это же такая общирная наука, много направлений... Вы проходите все сразу или есть что-то главное?"

такую вот прелесть мне написал на небызызвестном ресурсе некий молодой человек из физтеха. вя группа плакала.

Без заголовка

Павел Зыгмантович пиарит свою вышедшую книгу про мужскую психологию, выложив из нее отрывок про кризис 28-и лет:

На всякий случай напоминаем, что в двадцать восемь лет (или около того) мужчина в очередной раз сталкивается с телесными изменениями, которые неизбежно накладывают отпечаток на его дальнейшую жизнь.

Кстати, это очень любопытный момент - каждый нечетный из указанных нами катализаторов связан с телесными изменениями. Первый нечетный - рождение - даже не нуждается в комментариях. Второй нечетный - гормональный взрыв - так же хорошо всем знаком. Катализатор при переходе от молодости в матерость - тоже телесный (тело начинает матереть, приходит отложение жиров по мужскому типу). И так далее. А вот четные катализаторы связаны с социумом и психикой. Так, просто наблюдение.

Воин и Мачо, сталкиваясь с тем, что их тела начинают матереть, вынуждены как-то справляться с нахлынувшим кризисом, и, как правило, не могут пройти его без потерь.

Дело в том, оба они не могут принять эти телесные изменения. И Воин, и Мачо - оба испуганы тем, что с ними происходит (правда, каждый по-своему).

Может показаться, что ничего страшного не происходит - ну, подумаешь, матерость, ну, стало сала на боках больше. Что тут такого? Да в общем-то ничего "такого" нет. Просто в какой-то момент мужчина понимает, что юность закончилась. А с ней - и многие возможности (например, шесть-семь эякуляций за ночь). Это-то и пугает.

То, что они делают с указанным страхом, и определяет их дальнейший путь.

Есть и другое объяснение: американская исследовательница возрастных кризисов Гейл Шихи утверждает, что одним из самых серьезных кризисов являет именно кризис тридцати лет. Основная причина кризиса - понимание того факта, что пол жизни прожито, а "я еще не стал тем, кем мечтал в юности". Вот здесь и начинается переоценка.

В любом случае, как нам кажется, и наш вариант, и объяснение Шихи приводит к одному и тому же: от того, как люди реагируют на этот кризис, зависит то, как они будут дальше жить.

Поэтому - рассмотрим каждую фигуру подробнее.

Боярин

Столкнувшись с матеростью, Воин пугается. Он думает, что это - старость. Ему так кажется. И, в общем-то, понятно, что в двадцать восемь лет совершенно неуместно говорить о старении - но ведь уже почти половина жизни пройдена! Не замечая того, что он не слабеет, а наоборот - становится крепче, Воин уже видит страшное - то время, когда он не сможет добывать ресурс. До этого времени еще очень далеко, но Воин уже боится. И как только этот страх появляется, Воин умирает и ему на смену приходит - Боярин.

Считаем своим долгом напомнить, что Воин может оставаться таковым не только до двадцати восьми, но и гораздо дольше, если застрянет на этой стадии. Поэтому переход в Боярина может случиться и в сорок, и в пятьдесят, и в так далее лет.

Название фигуры родилось не случайно. Бояре - это ведь дружинники, проявившие доблесть, награжденные князем земельным и отошедшие (в большинстве случаев) от ратных дел. Им уже просто не до того - чем махать топором на поле брани, лучше заниматься хозяйством и политикой. Тем более, что и возраст уже не тот.

В наше же время Боярин - это Воин, который, испугавшись матерости, начинает убегать от нее. И убегает он - к семье.

Да-да, мы так и назвали это поведение "бегство к семье".

Именно в этом возрасте многие мужчины спохватываются: "Е-мое, пора уж и о семье подумать, о детях!" и давай атаковать женщин, всячески склоняя их к замужеству (те, как правило, и не сопротивляются - с чего бы вдруг?).

Причем, на наш взгляд, важно провести различие: где Боярин начинает обзаводиться хозяйством, а где мужчина, находящийся в другой стадии, просто создает семью. На наш взгляд, удобным способом различения является отношение. Боярин, создавая семью, делает это лихорадочно. Можно сказать - истерически, впопыхах. Это ключевой момент - он создает семью "чтобы было", а не потому, что ему встретилась женщина, с которой он готов прожить всю жизнь и воспитывать детей.

Потому и "бегство к семье". Боярину не нужна семья. Ему нужно сбежать от переживаний связанных с тем, что тело меняется и впереди маячит еще далекий, но уже реальный призрак потери сил для добычи ресурса.

Желание создать семью, обзавестись хозяйством объясняется, на наш взгляд тем, что Боярин хочет оставить после себя хоть какой-то след. Понимая, что половина жизни уже прожита, он хочет сделать что-то, что даст ему хотя бы иллюзии бессмертия. Он ищет возможность продолжить себя.

Один из наших друзей, замечательный врач Олег Белый, много лет занимающийся борьбой, поделился наблюдением - многие борцы, ушедшие из большого спорта, приводят в зал своих детей. Мотивация, как правило, такая: я чемпионом не стал, а тебя - сделаю, и не думай перечить отцу. Это типичное поведение бывшего Воина, который хочет оставить на земле хоть какой-то след, подтверждение своего существования. Решив, что сам он уже мало на что способен (вроде боярина с Древней Руси, который сам чаще всего не садился на коня по разным причинам), он продолжает себя в детях. Вопрос о том, насколько это полезно детям, мы оставим за скобками, как не важный для нашего исследования.

На всякий случай оговоримся, что не всегда ситуация, когда отец-спортсмен приводит сына в свой спорт, говорит о том, что этот отец Боярин. Разница, как всегда, кроется в акцентах. Если мужчина привел сына просто заниматься, можно сказать - для ознакомления, улучшения здоровья и "чтобы на улице не болтался", то это не имеет никакого отношения к ситуации Боярина. А вот если отец всеми правдами и не правдами делает из сына чемпиона - да, это Боярин собственной персоной.

То же касается и хозяйства, которое создает Боярин. Он делает это не для себя, а чтобы потом его вспомнили благодарные потомки. Он опять не живет настоящим, а бежит куда-то вперед. Ему очень важно наследить, оставить о себе память.

И это все на фоне того, что ему - напомним - всего лишь около тридцати. Выглядит очень странно - тридцатилетний здоровый мужик боится старости и через это лихорадочно бежит в создание семьи, но. Вот, например, присказка: "Если в тридцать лет бабок нет - значит, уже и не будет". Присказка придумана, разумеется, не нами. Мы считаем, что ее придумали именно Воины, столкнувшиеся с матеростью и решившие, что теперь сил на добычу ресурса будет только меньше. А "значит, уже и не будет".

Абсурдно, не так ли? Ведь история знает множество примеров, когда мужчина добивался успехов - и денег - после тридцати. Взять хотя бы Сталина, который в тридцать был мало кому известной пешкой, а в шестьдесят руководил одним из самых могучих государств в мире.

И, тем не менее, присказка существует. А значит, существуют мужчины, которые так себя и ведут, так и чувствуют, так и думают. Ничего не поделаешь - реальность.

Барин

В Барина развивается Мачо. На это есть свои, очень логичные причины. Напомним, что Мачо глубоко убежден, что самое главное в нем - привлекательность, можно сказать - сексапильность, не малая часть которой строится на том, что он молодой. Для Мачо важно укладывать женщин в постели, побеждать их и таким образом доказывать себе и им собственную мужественность. А для постельных побед Мачо жизненна необходима потенция.

Между тем, возраст двадцати восьми лет - это тот возраст, когда у среднестатистического мужчины случаются первые проблемы из разряда "не встал". И не из-за опьянения или от усталости, а вот просто - не встал.

Для кого-либо другого такой факт значит или мало, или вообще ничего, а вот Мачо видит в случившемся настоящую трагедию. Оно и понятно - его уютный и привычный мир рушится, земля уходит из-под ног.

Мачо понимает, что молодость закончилась. Для этого типа мужчин зрелости не бывает (не зря же говорят "престарелый мачо"). Они видят или молодость, полную сил, энергии и красоты, или старость, убогую и скучную. Без промежутков и полутонов.

И вот, когда Мачо осознает, что он теряет молодость, что он уже не тот привлекательный юноша, каким был раньше. И это пугает.

Обратите внимание: мы описываем крайние линии развития (центральную дадим позже). И у них зеркальная разница в действиях и отношении к происходящемуВоин боится старости, а Мачо - боится потерять молодость. Мелочь - а как сильно влияет на последующий путь.

А как тут не испугаешься? Кубики пресса скрываются под неожиданно появившимся жиром, былая гибкость и легкость на подъем куда-то потихоньку уходит, бессонные ночи уже не проходят даром. Есть от чего запаниковать.

Собственно, в тот момент, когда паника начинается, Мачо умирает, и рождается - Барин.

Мы назвали его так, держа перед глазами образ Паратова - героя Никиты Михалкова в фильме "Жестокий Романс" - бесшабашного, лощеного, богатого, красивого. Настоящего Барина. Который, при всем своем барстве, не так счастлив, как хочет (и может) показаться.

Барин тоже начинает сбегать. Но, в отличие от Боярина, он бежит не к семье, а от нее.

Выглядит это так - раньше, в бытность свою Мачо, мужчина вполне спокойно переносил разговоры очередной подружки о свадьбе (он же все равно не собирался жениться). Теперь же - стоит женщине хоть одним словом заикнуться о том, что она была бы не против выйти за него замуж, Барин тут же расстается с ней. Во избежание, так сказать.

На этом же этапе мужчина, идущий по линии Мачо, начинает убеждать себя в том, что он убежденный холостяк и только такой образ жизни приличествует настоящему мужчине.

Что является лишь рациональным (и, следовательно, ложным) объяснением страхов Барина.

Бегство от семьи у Барина происходит потому, что женитьба для него является совершенно непереносимым действием.

Следовательно, для того, чтобы он таки сочетался браком, нужны какие-то из ряда вон выходящие обстоятельства.

Ведь жениться для Барина означает признать свою старость, потерять молодость. Если он женится, то, считай, собственноручно расписывается в том, что может победить только одну женщину - свою жену (а остальных не может, ибо молодость, как ему кажется, ушла и никому он такой не нужен; женитьбя для мужчины, застрявшем в фигуре Барина, женитьба - сродни похоронам). Для Барина это просто непереносимая мысль (ведь привычка Мачо доказывать свою мужественность через сексуальные победы никуда не делась).

Убегая от семьи, Барин одновременно начинает активно заниматься своими внешностью и телом. Раньше он тоже уделял немало времени тренажерному залу и салонам красоты, но теперь все еще серьезнее - он активно пытается сохранить ускользающую молодость.

И, наконец, именно Барин начинает покупать женщин. Часто это ни к чему и женщина бы и так пошла с ним, но в голове у Барина настойчиво бьется мысль о том, что он теперь уже не так красив, как ранее, поэтому недостаток красоты стоит прикрыть деньгами.

А кроме того - если на женщину потрачены деньги, ее всегда можно поставить на место, когда она заговорит о браке. Мол, я тебе колье подарил? Подарил. Вот и наслаждайся. Причем здесь брак?

Вот так Барин живет долгие годы. Пока не подходит очередной рубеж. На этот раз - сорока двух лет.

Важное пояснение

Может показаться, что Боярин и Барин - это синонимы. В филологическом смысле это действительно так. И даже внешне: и барин, и боярин являются разными названиями землевладельцев. Но если присмотреться, то открывается интересное - боярин землю свою получил за службу (это называлось "надел"), а барин - скорее всего в наследство от родителя (это называлось "вотчина"). И надо помнить, что Боярин - это дальнейшее развитие Старателя, который упорно мыл золото, а Барин - Золотого мальчика, который никаких сверхусилий для получения золота не прикладывал. То есть, оба шли к своим землям разными путями.

Так и выходит, что Боярина и Барина (как терминов нашего подхода) синонимичны только на первый взгляд.