среда, 1 июля 2009 г.

психоботаника

Я мечтаю о новой науке - психоботанике. Можете считать, что я просто псих, или... ботаник. Мне наплевать. Мне вот что интересно.

В Библии очень много ботаники. Там все расписано: откуда берутся семена Духа, как они растут, как приносят свой плод, и прочее.

А психология тем временем опирается на животную природу человека.

И вот, бывало, окунусь я в изучение психологии, а потом выйду из дома, заверну в парк, и иду себе, глазею по сторонам.

И знаете, что я вижу?

Я вижу дерево, на вид совсем еще юное, но растущее в тени своих собратьев. И если срезать это дерево и посчитать, сколько оно прожило - окажется, что оно совсем не так юно, как казалось на первый взгляд. Оно еще ждет своего часа, ждет прогалины, чтобы вырваться туда и достичь зрелости, и дать свои семена, если только хватит у него сил.

Еще я вижу дерево, растущее лишь одной своей стороной. Однобокое такое дерево. И если убрать все деревья позади, то мы увидим, как неправильно оно развилось. И если дать этому дереву время, то оно, если еще не слишком старо, пустит мощные побеги с той, затененной прежде, стороны, нарастит биомассу и даст еще больше семян, но все равно останется "кривым" в чем-то деревом.

И еще много чего я вижу. И думаю о том, что будь дерево - животным, оно убежало бы пастись туда, где травка позеленее и солнце поярче. Но оно не может.

И еще я думаю о том, что человек, выросший в определенной социальной среде, подобен дереву. Одно дерево растет на просторе, и развивается так, как и должно - хоть учебники с него пиши. Но стоит войти в лес - и мы видим деревья, формирование которых проходит под воздействием других деревьев, а потому многие семена так и спят в земле, а некоторые, прорастая, достигают старости раньше, чем достигнут человеческого роста. А если пройти вдоль забора, можно увидеть и стволы, обрастающие столбики. Не так же ли ведет себя человек?

И еще. Когда ботаник смотрит на дерево, он многое может рассказать о нем. Дерево хранит свою историю - в годичных кольцах, в изгибах ствола, в особенностях сложения кроны. Это удивительно - смотреть на дерево и узнавать, как ему жилось много лет назад. За что боролось оно, когда мы были заняты своей канителью: по годам, по десятилетием.

Я бы хотела, чтобы была такая наука - психоботаника. И изучала бы она человека не как животное, а как растение, живущее свой век и хранящее отпечатки своей судьбы. Рождающееся, растущее, приносящее плоды, стареющее... Дающее приют небесным птицам, удерживающее своими корнями плодородный слой и производящее что-то такое же важное как кислород и углеводы, без чего никогда бы не было на нашей планете той жизни, которую мы знаем.