Зрелые Отношения
Зависимость,независимость, Взаимозависимость
У любви есть три измерения. Одно - это измерение зависимости; оно случается с большинством людей. Муж зависит от жены, жена зависит от мужа; они эксплуатируют друг друга, подчиняют себе друг друга, принижают друг друга до товара. В девяноста девяти процентах случаев в мире происходит именно это. Именно поэтому любовь, которая может открывать двери рая, открывает лишь двери ада.
Вторая возможность - это любовь между двумя независимыми людьми. Это тоже изредка происходит. Но и это приносит страдание, потому что продолжается постоянный конфликт. Невозможна никакая сонастроенность; оба так независимы, что никто не готов пойти на компромисс, подстроиться под другого. С поэтами, художниками, мыслителями, учеными, со всеми теми, кто живет в своего рода независимости, по крайней мере, в своих умах, невозможно жить; они слишком эксцентричные люди. Они дают другому свободу, но их свобода кажется скорее безразличием, чем свободой, и выглядит так, словно им все равно, словно для них это не имеет значения. Они предоставляют друг другу жить в своем пространстве. Отношения кажутся только поверхностными; они боятся идти глубже друг в друга, потому что они более привязаны к своей свободе, чем к любви и не хотят идти на компромисс.
И третья возможность - взаимозависимость. Это случается очень редко, но когда это случается, это рай на земле. Два человека, ни зависимые, ни независимые, но в безмерной синхронности, будто бы дыша вместе, одна душа в двух телах - когда случается это, происходит любовь. Называйте любовью только это. Первые два типа на самом деле не любят, они просто принимают меры - социальные, психологические, биологические меры. Третье - это нечто духовное.
Нуждаться и давать, любить и иметь
К.С. Льюис решил разделить любовь на два вида: "любовь-потребность" и "любовь-подарок". Абрахам Маслоу тоже делит любовь на два вида. Первый он называет "любовь-недостаточность", вторую - "любовь-бытие". Это разделение значительно, и его нужно понять.
"Любовь-потребность" или "любовь-недостаточность" зависит от другого; это незрелая любовь. Фактически, это не истинная любовь - это потребность. Ты используешь другого, ты используешь другого как средство. Ты эксплуатируешь, манипулируешь, подчиняешь его себе. Но другой принижен, другой почти уничтожен. И точно то же самое делает другой. Он пытается манипулировать тобой, доминировать, владеть, использовать тебя. Использовать человеческое существо - очень нелюбяще. Поэтому это только кажется похожим на любовь; это фальшивая монета. Но именно это происходит с почти девяноста девятью процентами людей, потому что первый урок любви, который ты получаешь, это твое детство.
Ребенок рождается; он зависит от матери. Его любовь к матери это "любовь-недостаточность" - он нуждается в матери, он не может выжить без матери. Он любит мать, потому что мать это его жизнь. Фактически, это на самом деле не любовь - он будет любить любую женщину, которая будет его защищать, которая поможет ему выжить, которая удовлетворит его потребность. Мать это своего рода пища, которую он ест. Он получает от матери не только молоко, но и любовь - и это тоже потребность. Миллионы людей остаются детьми всю жизнь; они никогда не вырастают. Они растут в возрасте, но никогда не взрослеют в уме; их психология остается инфантильной, незрелой. Они всегда нуждаются в любви, всегда жаждут ее, как пищи.
Человек становится зрелым в то мгновение, когда начинает любить вместо того, чтобы нуждаться. Он начинает переполняться, делиться; он начинает отдавать. Ударение совершенно другое. В первом ударение на том, как получить побольше. Во втором ударение на том, как отдать, как отдать побольше и как отдать безусловно. Это рост, к тебе приближается зрелость. Зрелый человек отдает. Только зрелый человек может отдавать, потому что только у зрелого человека это есть. Тогда любовь независима. Тогда ты можешь быть любящим, независимо от того, любит ли тебя другой. Тогда любовь это не отношение, это состояние.
Что происходит, когда цветок расцветает в чаще леса, где нет никого, чтобы им восхищаться, где никто не проходит мимо и не говорит, какой он красивый, никто не видит его красоты, его радости - не с кем поделиться, - что происходит с цветком? Он умирает? Он страдает? Он впадает в панику? Совершает самоубийство? Он продолжает цвести, просто продолжает цвести. Не имеет значения, проходит кто-то мимо или нет; это неважно. Он продолжает отдавать свой аромат ветрам. Он продолжает предлагать свою радость Богу, целому. Если я один, то и тогда я буду таким же любящим, каким был с тобой. Это не ты создаешь мою любовь. Если бы ты создавал мою любовь, тогда, естественно, когда не
стало тебя, не стало бы и моей любви. Ты не извлекаешь из меня любовь, я изливаю ее на тебя - это любовь-подарок, любовь-бытие. И я совершенно согласен с К.С. Льюисом и Абрахамом Маслоу. Первое, что они называют любовью, это не любовь, это потребность. Как потребность может быть любовью? Любовь это роскошь. Это изобилие. Это значит иметь столько жизни, что ты не лишишься. Это значит иметь так много песен в сердце, что ты должен их спеть - слушает кто-то или нет, это неважно. Если никто не слушает, то и тогда ты будешь петь свою песню, танцевать свой танец. Другой может получить его, может упустить - но что касается тебя, ты течешь; это переполнение. Реки текут не ради тебя; они текут, есть ты или нет. Они текут не ради твоей жажды; они текут не ради твоих жаждущих полей; они просто текут. Ты можешь утолить жажду, можешь упустить - это зависит от тебя. Река на самом деле текла не для тебя, река просто текла. Случайно ты можешь получить воду для своего поля, случайно ты можешь получить воду для своих потребностей.
Когда ты зависишь от другого, это всегда приносит страдание. В то мгновение, когда ты зависишь, ты начинаешь чувствовать себя несчастным, потому что зависимость создает рабство. Тогда ты начинаешь тонкими путями мстить, потому что человек, от которого тебе приходится зависеть, приобретает над тобой власть. Никому не нравится, когда кто-то имеет над ним власть, никому не нравится быть зависимым, потому что зависимость убивает свободу. И любовь не может цвести в зависимости - любовь это цветок свободы; ему нужно пространство, ему нужно абсолютное пространство. Другой не должен в него вмешиваться. Он очень деликатен.
Когда ты зависишь от другого, другой, конечно, будет подчинять тебя себе, а ты попытаешься подчинить его. Это борьба, которая продолжается между так называемыми любовниками. Они - интимные враги, постоянно борющиеся. Мужья и жены - что они делают? Любовь очень редка; борьба это правило, любовь - исключение. И как только могут они пытаются подчинить друг друга - даже в любви они пытаются подчинить друг друга. Если муж просит жену, она отказывается, не хочет. Они очень скупа: она отдает с большой неохотой, она хочет, чтобы ты вилял вокруг нее хвостом. И так же с мужем. Когда жена нуждается, она просит его, но муж говорит, что устал. В конторе было слишком много работы, он работал слишком много, и ему нужно уснуть.
Это способы манипуляции, попытки заставить другого голодать, сделать его более и более голодным, чтобы он стал более и более зависимым. Естественно, женщины в этом более дипломатичны, потому что мужчина уже имеет власть. Ему не нужно находить тонких и коварных путей к власти, он уже имеет власть. Он управляет деньгами - это его власть. Он сильнее мышечно. Веками он обуславливал ум женщины, что он сильнее, а она слабее.
Мужчина всегда пытался найти женщину, которая во всех смыслах меньше его. Мужчина не хочет жениться на женщине, которая образованнее его, потому что на карту поставлена власть. Он не хочет жениться на женщине, которая выше его, потому что кажется, что высокая женщина его превосходит. Он не хочет жениться на женщине, которая слишком интеллектуальна, потому что она спорит, а аргументы могут разрушить власть. Мужчина не хочет женщину, которая очень знаменита, потому что тогда он становится вторичным. Веками мужчина просил женщину, которая моложе его. Почему жена не может быть старше? Но старшая женщина опытнее - это разрушает власть.
Поэтому мужчина всегда искал женщину, которая меньше - именно поэтому женщины потеряли рост. Нет другой причины, по которой они должны быть ниже мужчин, совершенно никакой причины; они потеряли рост, потому что всегда выбирали маленьких женщин. Мало-помалу это вошло в их умы так глубоко, что они потеряли рост. Они потеряли разум, потому что разумные женщины были ненужны; разумная женщина была уродом. Ты удивишься, узнав, что только в этом веке их рост снова стал увеличиваться. Даже кости стали увеличиваться, скелет стал увеличиваться. Только за последние пятьдесят лет... особенно в Америке. И их мозг тоже растет и становится больше, чем был раньше, череп становится больше.
Идея свободы для женщин разрушила какую-то глубокую обусловленность. У мужчины уже было столько власти, что ему не нужно было быть очень хитрым, не нужно было быть очень косвенным. У женщин не было власти. Когда у тебя нет власти, ты должен быть более дипломатичным - это заменитель. Единственным способом почувствовать власть было то, что они были нужны, что мужчина постоянно нуждался в них. Это не любовь, это сделка, и они постоянно торгуются о цене. Это постоянная борьба. К.С. Льюис и Абрахам Маслоу разделили любовь на два типа. Я не делю на два типа. Я говорю, что первый род любви это только название, фальшивая монета; она не истинна. Только второй род любви - это любовь.
Любовь случается, только когда ты зрел. Ты становишься способным любить, только когда ты взрослый. Когда ты знаешь, что любовь это не потребность, но переполнение - любовь-бытие или любовь-подарок, - тогда ты можешь отдавать без всяких условий.
Первый вид любви, так называемая любовь, исходит из глубокой потребности человека в другом, тогда как "любовь-подарок" или "любовь-бытие" изливаются от одного зрелого человека к другому из изобилия. Человек наполнен ею. У тебя она есть, и она начинает двигаться вокруг тебя, точно как когда ты включаешь лампу, лучи начинают распространяться в темноте. Любовь это побочное следствие существа. Когда ты апдй, тебя окружает аура любви. Когда тебя нет, вокруг тебя нет этой ауры. А когда вокруг тебя нет этой ауры, ты просишь другого дать тебе любовь. Позволь мне повторить: когда у тебя нет любви, ты просишь другого дать ее тебе; ты нищий. А другой просит тебя дать любовь ему или ей. Двое нищих, протягивающих друг другу руки, каждый из которых надеется, что это есть у другого... Естественно, оба они в конце концов чувствуют себя побежденными, обманутыми.
Ты можешь спросить любых мужа и жену, можешь спросить любых любовников - оба они чувствуют себя обманутыми. То, что это есть у другого, было твоей проекцией - если у тебя неправильная проекция, при чем тут другой? Твоя проекция была разрушена; другой не оказался соответствующим твоей проекции, вот и все. Но другой и не обязан соответствовать твоим ожиданиям.
И ты обманул другого... это чувствует другой, потому что он надеялся, что любовь потечет от тебя. Вы оба надеялись, что любовь потечет от другого, и оба были пусты - как может случиться любовь? Самое большее, вы можете быть несчастными вместе. Раньше вы были несчастными поодиночке, по отдельности; теперь вы можете быть несчастными вместе. И помни, когда два человека несчастны вместе, это не просто сложение, это умножение.
Один ты чувствовал себя разочарованным, теперь вы чувствуете себя разочарованными вместе. Одно в этом хорошо: в этом ты можешь переложить ответственность на другого - другой делает тебя несчастным; это очко в твою пользу. Ты можешь расслабиться. "Со мной все в порядке, но другой... Что делать с такой женой - гадкой, пилящей? Человек обречен быть несчастным. Что делать с таким мужем - уродливым, скрягой". Теперь ты можешь переложить ответственность на другого; ты нашел козла отпущения. Но страдание сохраняется, страдание умножается многократно.
Это парадокс: у тех, кто влюблен, нет никакой любви, именно поэтому они влюбляются. И поскольку у них нет никакой любви, они не могут давать. И еще одно - незрелый человек всегда влюбляется в другого незрелого человека, потому что только они могут понять язык друг друга. Зрелый человек любит зрелого человека. Незрелый человек любит незрелого человека.
Ты можешь продолжать менять мужа или жену тысячу и один раз, но ты снова найдешь женщину того же типа, и повторится прежнее страдание - в разных формах, но повторяется одг но и то же страдание, повторяется почти в точности. Ты можешь сменить жену, но ты не изменился - кто теперь выберет новую жену? Выберешь ты. Выбор снова придет из твоей незрелости. Ты снова выберешь женщину такого же типа.
Основная проблема любви в том, чтобы сначала стать зрелым. Тогда ты найдешь зрелого партнера; тогда незрелые люди совершенно не будут тебя привлекать. Происходит именно так. Если тебе двадцать пять лет, ты не влюбляешься в двухмесячного ребенка. Точно так же, если ты зрелый человек психологически, духовно, ты не влюбишься в ребенка. Этого не бывает. Этого не может быть, ты видишь, что это бессмысленно.
Фактически, зрелый человек не падает в любовь, он поднимается в любви. Слово "падать" неправильно. Только незрелые люди падают; они спотыкаются и падают в любовь. Кое-как им удавалось стоять прямо. Теперь они не могут больше стоять - они находят женщину, и их больше нет, они находят мужчину, и их больше нет. Они всегда были готовы упасть на землю и стелиться. У них нет никакого хребта, позвоночника; у них нет достаточной цельности, чтобы выстоять в одиночку.
У зрелого человека достаточно цельности, чтобы быть одному. И когда зрелый человек дает любовь, он дает ее без всяких присоединенных к ней тайных нитей - он просто дает. Когда зрелый человек дает любовь, он чувствует благодарность за то, что ты ее принял, не наоборот. Он не ожидает, что ты будешь благодарен за это - нет, совсем нет, ему даже не нужна твоя благодарность. Он благодарит тебя за то, что ты принял его любовь. И когда два зрелых человека любят друг друга, происходит один из величайших парадоксов жизни, одно из самых красивых явлений: они вместе, но в то же время безмерно одиноки. Они до такой степени вместе, что почти одно целое, но их единство не разрушает индивидуальности - фактически, оно ее увеличивает, они становятся более индивидуальными. Два зрелых человека в любви помогают друг другу стать свободнее. Нет никакой политики, никакой дипломатии, никаких попыток подчинить себе другого.
Как ты можешь пытаться подчинить человека, которого любишь? Только подумай об этом - подчинение это род ненависти, гнева, враждебности. Как можно даже думать о том, чтобы подчинить себе человека, которого ты любишь? Ты хотел бы видеть этого человека совершенно свободным, независимым; ты хотел бы дать ему больше индивидуальности. Именно поэтому я называю это великим парадоксом: они вместе настолько, что почти слились в одно, но все же в этом единстве остаются индивидуальностями. Их индивидуальности не смешиваются - они усиливаются. Другой обогатил их в том, что касается свободы.
Незрелые люди в любви разрушают свободу другого, создают оковы, создают тюрьму. Зрелые люди в любви помогают друг другу быть свободными; они помогают друг другу разрушить все виды оков. И когда любовь течет в такой свободе, в ней есть такая красота. Когда любовь течет в зависимости, она уродлива.
Помни, свобода это ценность высшая, чем любовь. Именно поэтому в Индии предельное мы назвали мокшей; мокша значит свобода. Свобода это ценность высшая, чем любовь. Поэтому, если любовь разрушает свободу, она этого не стоит. Любовь должна быть отброшена, свобода должна быть спасена - свобода это высшая ценность. И без свободы ты никогда не можешь быть счастливым, это невозможно. Свобода это свойственное по природе желание каждого мужчины, каждой женщины - полная свобода, абсолютная свобода. Поэтому все, что становится на пути этой свободы, - человек начинает ненавидеть это.
Не ненавидишь ли ты мужчину, которого любишь? Не ненавидишь ли ты женщину, которую любишь? Ненавидишь! Это необходимое зло, тебе приходится его терпеть. Поскольку ты не можешь быть один, ты должен суметь быть с кем-то, и тебе придется подстроиться под требования другого. Тебе придется терпеть, тебе придется выносить их.
Любовь, чтобы быть действительно любовью, должна быть любовью-бытием, любовью-подарком. Любовь-подарок означает состояние любви - когда ты прибыл домой, когда ты узнал, кто ты такой, тогда любовь возникает в твоем существе. Тогда этот аромат распространяется, и ты можешь дать его другим. Как ты можешь дать что-то, чего у тебя нет? Основное условие к тому, чтобы дать, это чтобы у тебя это было.
Ошо "Зрелость"
понедельник, 18 мая 2009 г.
Без заголовка
о времена, о нравы))
чувствую себя чуть ли не старой)
последнее время, судя по всему, исключительно модно:
1) куклы. красивые, ага. можно еще шить им одежду и устраивать фотосессии. даже комиксы с ними фотографировать можно
2) вышивать. ам... вышивать меня пыталась научить добрая бабушка лет эдак десять назад. ни фига у нее не вышло)) я считала, что это занятие бессмысленное и не очень интересное. и вообще руки у меня не с того места растут)
3) этокакиво... аниме. я против аниме не имею абсолютно ничего, искусства как искусство, но, черт, это уже перебор. кажется, не помешанных на аниме и Японии осталось не так уж много.
4) про фанфикшн молчу >.<
5) образ такой эфирной девочки-пофигистки с фенечками и в кедах. и чтобы джей-рок какой-нибудь слушала и читала какую-нибудь псевдофилософскую литературу в больших количествах. и чтобы вообще интеллигентной казалась.
Это что касается сети. Что касается внешнего мира...)
1) розовые мужские рубашки)))) неистово бьюсь в конвульсиях экстаза при одном упоминании о них - розовые мужские рубашки вызывают во мне дикий смех)) сама еще не поняла, почему, вроде бы цвет как цвет...))
2) клубняяяяк... да, товарищи, клубняк вытеснил добрую старую классическую попсу. нынче мир тащится от пятисекундных мотивов в три с половиной ноты в режиме бесконечного повторения и с "та-та-ТА-та-та-та-ТА-та" на фоне
3) гламур как всегда актуален. а еще заправить джинсы в сапоги. и облегающие узкие джинсы при квадратной фигуре) и, блин, укладка а ля "корова облизала"))
4) просвещенность в делах экономических о_О и вообще экономическое образование) пару лет назад была модна психология)) потом ИТ. через пару лет мир опять захватит какая-нибудь медицина. или, ээээ, технология массажа, например)
5) внешний вид хиппи) ну, это, кажется, только у голландцев. некоторым, кстати, дико идет)
А вообще, о времена, о нравы!..., живем мы в каком-то совершенно доступном мире. Творчество доступно и дешево - хоть бумагу буквами порть, хоть картиночки создавай, можно даже на компе, хоть музычку пиши. Благо для этого не нужно ни грамоту знать (ворд все сам исправит), ни даже уметь держать карандаши (фотошоп же), ни даже слухом обладать (программы, доааа). Да и не только это. Знание копится веками, приемы в искусстве в том числе. То, над чем 1000 лет назад бились в отчаянии, мы сегодня используем, даже не задумываясь, что это отнюдь не само собой разумеется и даже не априори.
И информация доступная, и передвижение свободное, и отношения дешевые, и секс дешевый. Только недвижимость, сука, дорогая)
...Сама туда же с тем же, ага.
чувствую себя чуть ли не старой)
последнее время, судя по всему, исключительно модно:
1) куклы. красивые, ага. можно еще шить им одежду и устраивать фотосессии. даже комиксы с ними фотографировать можно
2) вышивать. ам... вышивать меня пыталась научить добрая бабушка лет эдак десять назад. ни фига у нее не вышло)) я считала, что это занятие бессмысленное и не очень интересное. и вообще руки у меня не с того места растут)
3) этокакиво... аниме. я против аниме не имею абсолютно ничего, искусства как искусство, но, черт, это уже перебор. кажется, не помешанных на аниме и Японии осталось не так уж много.
4) про фанфикшн молчу >.<
5) образ такой эфирной девочки-пофигистки с фенечками и в кедах. и чтобы джей-рок какой-нибудь слушала и читала какую-нибудь псевдофилософскую литературу в больших количествах. и чтобы вообще интеллигентной казалась.
Это что касается сети. Что касается внешнего мира...)
1) розовые мужские рубашки)))) неистово бьюсь в конвульсиях экстаза при одном упоминании о них - розовые мужские рубашки вызывают во мне дикий смех)) сама еще не поняла, почему, вроде бы цвет как цвет...))
2) клубняяяяк... да, товарищи, клубняк вытеснил добрую старую классическую попсу. нынче мир тащится от пятисекундных мотивов в три с половиной ноты в режиме бесконечного повторения и с "та-та-ТА-та-та-та-ТА-та" на фоне
3) гламур как всегда актуален. а еще заправить джинсы в сапоги. и облегающие узкие джинсы при квадратной фигуре) и, блин, укладка а ля "корова облизала"))
4) просвещенность в делах экономических о_О и вообще экономическое образование) пару лет назад была модна психология)) потом ИТ. через пару лет мир опять захватит какая-нибудь медицина. или, ээээ, технология массажа, например)
5) внешний вид хиппи) ну, это, кажется, только у голландцев. некоторым, кстати, дико идет)
А вообще, о времена, о нравы!..., живем мы в каком-то совершенно доступном мире. Творчество доступно и дешево - хоть бумагу буквами порть, хоть картиночки создавай, можно даже на компе, хоть музычку пиши. Благо для этого не нужно ни грамоту знать (ворд все сам исправит), ни даже уметь держать карандаши (фотошоп же), ни даже слухом обладать (программы, доааа). Да и не только это. Знание копится веками, приемы в искусстве в том числе. То, над чем 1000 лет назад бились в отчаянии, мы сегодня используем, даже не задумываясь, что это отнюдь не само собой разумеется и даже не априори.
И информация доступная, и передвижение свободное, и отношения дешевые, и секс дешевый. Только недвижимость, сука, дорогая)
...Сама туда же с тем же, ага.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)