суббота, 7 марта 2009 г.

Психология

Какую женщину мужчины хотят видеть рядом с собой? Как определить, что это именно та женщина, с которой можно построить серьезные отношения и прожить всю жизнь? Если она обладает 10 нижеперечисленными качествами, значит, это возможно именно та представительница прекрасного пола, которую вы искали.

1. Независимость. Мужчины предпочитают независимых женщин, так как не хотят выступать в роли няньки. Иногда они, конечно, не прочь, чтобы вы поплакались им в жилетку, но не постоянно. С женщиной независимой и в финансовом и в эмоциональном плане им гораздо интереснее.

2. Ум. Для серьезных отношений нужна женщина, с которой вам не будет скучно, которая будет удивлять вас. Держать, так сказать, в тонусе. Наконец, с которой можно поговорить о чем-нибудь в перерывах между любовными утехами.

3. Привлекательность. Хоть это и кажется само собой разумеющимся, тем не менее, женщина должно всегда хорошо выглядеть, не только для вас, но и для себя самой, чтобы вам не стыдно было показаться с ней в обществе, и чтобы она и дома выглядела хорошо.

4. Уважение к вам. Это значит, что она умеет слушать ваше мнение, даже если при этом она и не согласна с вами в чем-то. И, конечно, она ни коим образом не унижает вас. Она не устраивает сцен на публике, перед друзьями и родными. Если она вас уважает, значит, она будет вести себя дипломатично и тактично в большинстве сложных ситуаций, что хорошо для вас.

5. Она дает вам возможность быть мужчиной. Если женщина пытается говорить, что вам нужно есть на завтрак, обед и ужин, и запрещает вам встречаться с вашими друзьями, чтобы поиграть в боулинг или перекинуться в картишки, вам будет трудно с ней в дальнейшем, вы будете обижаться на нее, даже больше, чем можете себе представить. Она должна понимать, что мужчины и женщины разные и у них должны быть различные интересы, хоть в чем-то. Например, вы же не запрещаете ей ходить в магазин.

6. Она вас не упрекает. Женщинам часто кажется, что их упреки могут побудить вас к деятельности, что, упрекая, они побуждают вас сделать то, что вы должны. Умная женщина знает, когда поговорить с вами о ваших обязанностях, когда пропустить ваши действия мимо. Например, нет смысла упрекать вас, что вы оставили носки посреди комнаты или забыли помыть посуду. Но будьте осторожны в следующей ситуации. Если вы живете вместе, а вас по какой-то причине не было целую ночь дома, вы ей не звонили, а она и не думает вас упрекать и задавать вопросы. Это подозрительно и смахивает на то, что вы ей безразличны.

7. Сексуальность. В сексе у вас должны быть одинаковые интересы (например, если вам нравиться кожаное белье на партнерше, значит и ей тоже), иначе вы будете плохо сочетаться. Кроме того, вы должны свободно говорить о ваших интимных фантазиях и желаниях.

8. Она ладит с вашими друзьями и родителями. Она не просто помогает вашей маме на кухне, слушает истории вашего отца и выезжает на пикник с вами и вашими друзьями, она старается сделать так, чтобы важные для вас люди заняли в ее жизни такое же важное место. Показателем того, что она преуспела в этом, является тот факт, что ваши друзья не делают недоуменного лица, когда вы говорите, что придете в гости вместе с ней.

9. Она любит вас. Не так просто найти человека, который будет любить вас по-настоящему и принимать вас таким каким вы есть. Как это определить, кроме как почувствовать? Во-первых, женщина, которая любит вас не пытается сделать из вас другого человека. Во-вторых, обратите внимание, как она относится к вам в повседневной жизни и как реагирует при встрече. Если, когда она видит вас, у нее зажигается взгляд без сомнения, она вас любит.

10. Она хочет, чтобы вы были лучше. Это не значит, что она вам говорит, чтобы вы делали то-то и не делали другое. Нет. Все происходит без слов. Просто ее отношение к вам, делает вас лучше. Если вы ловите себя на мысли, что плохо обошлись вчера с младшей сестрой или вам пора разобраться в куче своих счетов (хотя до этого вам было наплевать и на то и на другое), значит, стоит задуматься, что явилось побудительным мотивом. Возможно, это любовь?

Десять заповедей, или Что говорил Бог Моисею на горе Синай

1.1. Десять заповедей, или Что говорил Бог Моисею на горе Синай

Десять заповедей мы широко используем в своей психологической и психотерапевтической работе. Поэтому приведу их все практически без купюр, но с комментариями.

"Я, Господь, Бог твой, .Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх. 20, 2). Блестящая заповедь! С точки зрения человека науки это значит: опирайся только на факты и выводы, которые вытекают из этих фактов, конечно, если мышление работает правильно.

"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли" (Исх. 20, 4). Очень прогрессивная и современная заповедь, которая учит нас не преклоняться перед авторитетами, а полагаться на себя, опираясь на знания законов природы, и не тратить средств на показуху.

Клинический анализ показывает, что большинство несчастий у больных неврозами, да и всех тех, кто себя считает несчастными, проистекает потому, что они преклоняются перед авторитетами, а не полагаются на законы, по которым мы устроены. А они вместо этого курят, пьют, нарушают режим дня, не занимаются физической и психологической подготовкой, живут по принципам, которые разрушают их внутреннее устройство, идентифицируя себя с авторитетами и ложными ценностями. В современной психотерапии этот грех определяет различными терминами. Родитель - в трансактном анализе, интроект - в гештальт-терапии, малоадаптивная мысль - в системе когнитивной терапии, патологическая привычка - в бихевиоризме.

"Не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милости до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх. 20, 5-6). Мысль весьма глубокая. В xix веке она нашла научное подтверждение в теории вырождения Морреля, который описал вырождение в 3-4-м поколении. В этих стихах фактически идет пропаганда здорового образа жизни. В других книгах Бытия уже идет конкретная расшифровка и указания, что значит выполнять заповеди. Недаром Франкл подметил, что верующие реже болеют неврозами.

Но я не думаю, что всеведущий Бог мог в такой форме дать эту заповедь: "Не делай себе кумира.". Думаю, что Бог знал принцип сперматозоида. Ведь он же знал (сам нас делал по своему образу и подобию), что стоит нам только что-нибудь запретить, так нам сразу же и захочется это сделать. Думаю, что Бог растолковал эту заповедь в том смысле, чтобы человек полагался только на самого себя как в плане действий, так и в формировании образа мыслей, а не на авторитеты.

И остальные заповеди тоже относятся к здоровому образу жизни.

"Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исх. 20, 7). И эту заповедь хочется нарушить, так как в ней - запрет. По-видимому, Бог рекомендовал заниматься делом, а не тратить время на пустые разговоры. Ведь ему и так все известно.

И действительно, здесь уже прослеживаются идеи о взятии ответственности за свою жизнь на себя, идеи психологической зрелости.

"Помни день субботний" (Исх. 20, 8) - тоже хорошая заповедь. Отдыхать необходимо.

"Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе" (Исх. 20, 12).

Эти две последние заповеди составлены в психологически правильной форме. Здесь понятно, что нужно делать - отдыхать и уважительно относиться к родителям. По поводу последней заповеди мы подчеркиваем, что Бог требует почитания, а не послушания. Ведь если дети во всем будут слушаться родителей, то прогресс остановится. Это родителям следует избавиться от первородного греха. Тогда они перестанут думать, что они обязательно умнее своих потомков. Это я сейчас больше себе говорю. Ведь я не только отец, но и дед. И отношения с детьми и внуками у меня хорошие, потому что я не заставляю их слушаться меня.

Но они меня почитают, хотя я им и не вбивал в головы эту заповедь.

"Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего"(Исх., 20, 9, 12-17).

Итак, все эти положения хороши, но только три составлены так, что их можно выполнить (Есть только Бог., Помни день субботний и почитай отца твоего.). Все остальные начинаются с запретов. Но суть человека такова, что именно запретное будет наиболее желанным, и именно это он будет хотеть сделать.

Может быть, если бы Бог не запретил есть с древа познания Добра и Зла, Адам и Ева и не подошли бы ни разу к этому дереву. Бог, если считать его всеведущим, не мог не знать, что заповеди, составленные в форме запретов, обязательно будут нарушаться. Поэтому он, по-видимому, не только запретил, но и указал, что делать, однако Моисей то ли не полагался на разум своих соплеменников, то ли в спешке, в основном передал только запретительную часть заповедей. Затем психотерапевтам пришлось воссоздавать и их указующую часть. Поэтому в процессе психотерапевтической работы мы стараемся придать этим заповедям утвердительную, а не отрицательную форму. Я думаю, что именно так, как мы сейчас опишем, и диктовал Моисею Бог свои заповеди.

Тогда "Не делай себе кумира" превращается в "Живи своим умом", естественно, соблюдая законы природы; "Не убивай" - в "Налаживай отношения с близкими" (вот тут-то как раз психология общения и нужна); "Не прелюбодействуй" - в "Наладь сексуальные отношения со своим (-ей) супругом (-ой)" (и в голову не придет прелюбодействовать). (См. "Легенды и мифы современного секса"); "Не кради" - в "Учись зарабатывать" (некогда и незачем будет красть); автоматически выполнится и заповедь "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" и "Не желай дома ближнего твоего.".

Вот эту позитивную часть заповедей Моисей не передал своим подопечным. А запреты он придумал сам. Не мог же Бог ошибиться!

Далее идут подзаконные акты, носящие в основном запретительный характер. Вот один из них, весьма мудрый для любителей брать взятки: "Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих". Многие поняли эту заповедь следующим образом: "Давай подарки - и не увидят твоих грехов". Так появилась коррупция.

Многие заповеди, касающиеся диетологии, гигиены половой жизни весьма разумны и укрепляют семью. В частности, длительное воздержание после месячных при соблюдении заповеди "Не прелюбодействуй" - лучшая профилактика пресыщения собственной женой.

Естественно, выполнить заповеди эти, изложенные в запретительной форме, исполнить невозможно. Наоборот, они провоцируют людей делать именно то, что запрещено. Вот мы их и переделали в положительные. Но ведь и положительные могут выполнять наоборот.

Тогда появилась мысль составить правила так, чтобы в них были одновременно и указания, и запреты. Кроме того, появились и правила-приметы, которые помогают выбрать направление движения. Например, совет собирающимся выйти замуж (жениться): "Не бери полуфабрикат - бери готовую продукцию". Но в этом разделе нет примет, по которым можно узнать, где готовая продукция, а где полуфабрикат Тогда я советую прочитать научные приметы. Если молодой человек, объясняясь в любви, говорит: "Такой красивой, как ты, я никогда не видел", - значит, это бабник. Вас бабник устраивает - тогда вперед! Помните, что перевоспитать человека невозможно! Или: "Я без тебя не могу обойтись", - это объяснение сопляка. Настоящий мужчина, хоть ему и будет трудно, без вас обойдется. "Ты мне нужна" - это объяснение потребителя. Выясните, в каких ваших качествах он нуждается, чтобы не обмануть его ожиданий. И если вы согласны иметь дело с бабником, сопляком и потребителем - тогда вперед!

В правилах и афоризмах я стараюсь перечислить все варианты. Дело в том, что мудрость организма такова, что если есть все варианты, то организм выберет наилучший, как собака в семье всегда правильно выбирает себе хозяина. Если есть только плохие варианты, то организм выберет лучший из худших. Хочу проиллюстрировать это примером. Я приведу рассказ одного из своих подопечных, человека зрелого и разумного.

"Я с женой и младшим сыном пришел в гости к своему старшему сыну, у которого кроме нас были еще родители и младший брат его жены. Все гости, как могли, терзали (т. е. задаривали, тискали, подбрасывали, сюсюкали и т. п.) двух моих внуков шести и двух лет. Я же занимался своими делами. Через час-полтора внуки крутились возле меня, отгоняя других родственников. Я их удерживал, используя правило, вытекающее из принципа сперматозоида; "Удерживай, отпуская". Как это получилось? Я занимался своими делами, каждый раз меняя их, до тех пор, пока не занялся делом, которое их заинтересовало. Так они оказались возле меня. Когда они от меня отдалялись, я менял род занятий, и они опять проявляли интерес к ним, а заодно и ко мне".

Когда вы прочтете эту книгу, то убедитесь сами, что все они вытекают из одного принципа - принципа сперматозоида. И можно вывести из него еще массу правил. Очень умные могут ограничиться прочтением этого предисловия, проанализировать свои ошибки и победы и вывести для себя правила. Они будут совпадать с тем, что я здесь написал. Просто умные могут ограничиться чтением только афоризмов. Поэтому я советую им не приобретать этой книги, а ознакомиться с ней в библиотеке и просто выписать правила.

Тугодумам вроде меня я бы порекомендовал приобрести эту книгу, ибо после почти каждого правила я объясняю, откуда я его взял, привожу конкретные примеры его применения, почему на него, после хорошего продумывания, можно положиться, не проверяя каждый раз, соответствует ли оно истине.

Имею я еще и свои тайные помыслы. Очень хочется прославиться и пристроится к такому ряду, где стоят Сократ, Аристотель, Сенека, Моисей, Данте, Шекспир, Ларошфуко, Блез Паскаль, Пушкин, Шопенгауэр, Ницше, Фрейд, Хорни, Фромм, Франкл и Козьма Прутков. Отсюда кажущиеся иногда необоснованные повторы. Так, знаменитое "Нельзя объять необъятное" Козьма Прутков повторял несколько раз. "Обнимая полную женщину, помни, что нельзя объять необъятное", и еще несколько раз подобным образом. Повторялись и Фромм, и Ницше, и Шопенгауэр, и Франкл.

Кажется, Низами говорил, что все идеи стары как мир, - лишь в терминах звучит волнующая новизна. В науке мне удалось, не придумывая ничего принципиально нового (не потому, что я не хочу этого сделать, а потому, что это НЕВОЗМОЖНО) создать свое направление. В науке я претендую на Нобелевскую премию. Как мне кажется, я уже все сделал для того, чтобы ее получить, но не дают. Обидно, конечно! Я допустил промашку. Оказывается, за психологические новшества еще никому Нобелевских премий не давали. Но, слава Богу, здоровье не страдает! Не получилось и не надо! Сейчас я хочу оставить свой след в афоризмах. И если опять ничего не получится, меня утешит мысль Шопенгауэра, который утверждал, что временная слава испаряется со смертью ее носителя. И только истинная слава постоянно растет. Жалко только, что ее носитель обычно к этому времени уже находится в лучшем мире. А как хотелось бы все это прочувствовать при своей жизни! Но что делать: закон есть закон. Сам же все время об этом говорю.

Как составлены афоризмы, правила и "заморочки": в них есть запреты и указания, а также приметы. Так я вынужден был сделать, чтобы нейтрализовать вредное действие принципа сперматозоида. Запрет может толкнуть на его нарушение, указание на невыполнение. На какое-то мгновение принцип перестает действовать. В это время подключается разум, и вы принимаете правильное или по крайней мере свое собственное решение и в соответствии с ним действуете, помня афоризм Сенеки: "Кто хочет подчинить себе обстоятельства, тот должен подчинить себя разуму".

ШЕСТЬ ЖЕНЩИН, ИЛИ КТО ПРИДУМАЛ 8 МАРТА

Типы деловой женщины современной России, они заложены ими: это либо вампир, ищущий обоснование для своих склонностей, сухая функционерка, интеллектуалка с больным самолюбием, комиссарша, привыкшая комиссарить настолько, что это и в постели никуда не девается. Они были первымиШесть теней загромождают пути моего воображения: Цеткин, Люксембург, Арманд -- иностранки; Крупская, Коллонтай, Рейснер -- наши. Три нерусские фамилии тревожат мой сон в канун Международного женского дня. Это им мы обязаны самим достаточно уродливым понятием "женский праздник".

Это они воплощают понятие "женщины революции" -- то есть женщин, конечно, было много больше. Фанни Каплан, например. Или Розалия Самойловна Залкинд по кличке Землячка. Но Фанни Каплан -- эсерка, по духу своему женщина восьмидесятых годов, народоволка, а Залкинд не только не женщина, но и не человек. Зверствами своими в Крыму она сама сняла вопрос о применении к ней любых человеческих критериев. Остались эти шестеро: прежде всего потому, что в каждой из них с небывалой полнотой и завершенностью воплощен один из типов деловой эмансипированной женщины. Подозреваю, что шесть их и есть.

Россия -- мастерица по приручению и одомашниванию праздников. Все христианские обряды и торжества сделались у нас подозрительно языческими, тучными, пьяными. Идейный праздник 8-е Марта родился, когда в 1857 году нью-йоркские текстильщицы в этот день прошли по улицам родного города, требуя улучшений условий труда; 51 год спустя другие нью-йоркские текстильщицы повторили этот подвиг; а в 1910 году на Второй международной конференции социалисток в Копенгагене пятидесятитрехлетняя Клара Цеткин предложила в этот день отмечать международный праздник солидарности женщин-трудящихся. То есть женщины несоциалистической ориентации, а также представительницы праздного класса 8 марта должны впахивать, как все. Не знаю, почему Цеткин так уцепилась именно за 8 марта. Демонстраций трудящихся женщин было полно и до и после марша негодующих текстильщиц. Может быть, у бабушки мировой революции действительно что-то такое было связано с этим днем. Когда-то я поздравлял с 8-м Марта одну умную и язвительную женщину. "Благодарю вас, -- усмехнулась она, -- со мной это произошло в другой день".

Но Россия одомашнила и этот праздник женского труда: он превратился в триумф юмористической пошлости, в ежегодный "капустник" с участием Петросяна -- Степаненко -- Новиковой, в разговоры о тещеньках и зятьках, в открытки с кошечками... В общем, более человеческого государства, чем наше, я не знаю. То-то тут ни один закон не исполняется. На самую бесчеловечную вещь бантиков навяжут и бирюлек навешают. Был символ борьбы женщин за свои права -- стал повод нализаться и потискаться. У нас даже про таких твердокаменных борцов (и верных друзей), как Цеткин и Либкнехт, сочинили клеветнические стишки: "Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет". Начнем с того, что это неправда! Она не носила кораллов, даже красных, революционных, -- а он сроду не играл на кларнете. Но русский народ -- веселый народ.

И потому поговорим об этих шести женских типах не с точки зрения их борьбы за права, но с точки зрения ниш, занимаемых ими в нашем сознании. Каждая -- символ. И в эти шесть символов вполне укладывается наше представление о современной женщине.

ЦЕТКИН Бабушка мировой революции, как и сказано выше. Мост между отцами-основателями (утопистами, теоретиками, экономистами, мыслителями) -- и будущим широким зверством народных масс; как всякому деятелю переходного периода, ей выпало беспрерывно что-то организовывать. Идейная абстракция еще не превратилась в практическую борьбу и не выродилась в разгульное кровопролитие. Стихия Цеткин -- конгрессы, съезды, издание партийной прессы, теоретическая полемика (но уже с отчетливым привкусом кулачного боя -- сам Ленин, понимавший в зубодробительных дискуссиях, называл ее настоящим борцом!).

В Европе шестидесятых годов XIX века борчихи преобладали над борцами даже численно: для женского ума марксизм идеален, ибо женщина любит простое и сильное, ясное и убедительное. Карл уболтал Клару (ее фамилия тогда была еще Эйснер). Она выросла в семье сельского учителя, но фундаментального образования не получила -- и потому поверила, что история человечества есть история развития производительных сил и производственных отношений. Как всякая хорошая хозяйка, она купилась на утверждение, что надстройка определяется базисом и что в понятие базиса входит еда, а в понятие надстройки -- жизнь духовная. Если вдуматься, ортодоксальный марксизм, как он изложен у Маркса, -- абсолютно женское учение. Кухня -- это да, капитал -- это сила, а все остальное от лукавого. То единственное, что делает человека человеком, Маркса не интересовало совершенно -- и прав был несчастный безумец Отто Вейнингер, писавший в конце XIX века, что среднестатистическая женщина неспособна интересоваться возвышенным. Женщина искренне ненавидит все непонятное и любит простые, завершенные объяснения, не посягающие на ее картину мира. Умный рабочий еще может разочароваться в марксизме, но работница -- никогда!

Клара Цеткин -- это образ простой, добропорядочной и скромной женщины, у которой всех главных принципов в жизни, как и положено, по одному. Один на всю жизнь муж Осип Цеткин, еврей, из русских эмигрантов в Германии. Одно на всю жизнь всеобъясняющее учение, которому она, как и мужу, никогда не изменила. Один больной вопрос: положение женщин-работниц. Воплощенная порядочность -- скучноватая, но никак не подлежащая осмеянию: в конце концов в 1932 году, открывая очередной политический сезон в рейхстаге на правах его старейшего депутата, именно Цеткин прямо и открыто заговорила об опасности фашизма. Так что, если б не добротная скука, исходящая от всего ее облика, Клара Цеткин была бы едва ли не идеалом бизнесвумен. Особенно если учесть, что она была бизнесвумен переходного периода, а потому зверства и сексуальные перверсии, неразрывно с ними связанные, были для нее еще не обязательны. До практики покуда не дошло. Средний класс, средние способности, средний интеллект, доброе, но строгое лицо. Среди наших завучей таких полно.

Да и вообще тип распространенный. Мода на марксизм прошла, тяга женщин к простоте осталась. Просто панацеей от всех бед им кажется уже не борьба женщин за свои права, но фитнес или боулинг.

ЛЮКСЕМБУРГ Интеллектуалка. Тут уж ничего среднего: из богатой семьи польских евреев, с детства -- исключительные способности, аналитический, мужской ум, нервность, порывистость. Влюбиться в нее, вероятно, нельзя было: слишком сложный характер, слишком много комплексов. Люксембург принадлежала ко всем возможным меньшинствам: еврейка (да еще в двух традиционно антисемитских странах -- Польше и Германии), женщина умная (тоже меньшинство, да простят меня остальные), блестяще образованная (по тем временам -- меньшинство из меньшинств), отлично пишущая (искал такую двадцать семь лет, насилу нашел, тут же набросился и женился -- теперь пыль сдуваю, лишь бы сочиняла. С остальными со скуки помрешь).

Среди наших аналога ей не подберу: с блестящим образованием у нас были сложности. Ну, может, Хакамада -- быть японкой в России не проще, чем еврейкой в Польше, да и ум у обеих острый, мужской; но если Хакамада вполне женщина, не лишенная даже appeal, -- то у Люксембург все ушло в ум и стиль. Почитать ее и теперь приятно. Ленин ее обожал, и даже когда она под мужским псевдонимом Юниус издала в 1916 году брошюру "Кризис социал-демократии" (о позиции социал-демократов относительно империалистической войны), Ильич написал целую рецензию "О брошюре Юниуса", где сильно расхвалил это действительно изящное сочинение. Люксембург, понятно, делала и ошибки (которых не делал один Ленин) -- но и они у нее от незнания жизни, от специфики того образа существования, который принуждена была вести интеллектуалка тех времен. Как справедливо заметил историк В. Воронов, сосед мой по кабинету, Люксембург потому недооценивала роль масс, что не вполне была уверена в их существовании; и то правда.

Как бы то ни было, ее "Введение в политическую экономию" -- живо и компактно написанный труд, способный многим заменить чтение нудного Маркса. Сегодня она была бы крупным теоретиком, а возможно -- главой серьезной корпорации; вне корпорации была бы совершенно беспомощной. Обладала врожденным вкусом, всегда была строго одета (девочка из хорошей семьи), но личной жизни внимания почти не уделяла. Вся страсть ушла в полемику, в интеллектуальное состязание. Была зверски убита и героизирована: в каждом провинциальном русском городе обязательно есть улица Розы Люксембург. В воображении русского крестьянства, как замечательно показал Платонов в "Чевенгуре", Роза Люксембург превратилась в революционную Жанну д'Арк -- зверски замученную красивую девушку. Мало кто знал, что к моменту убийства она была некрасивой женщиной сорока восьми лет, язвительной, нервной и совершенно не знавшей жизни. В советское время, как ни странно, похожих на нее закомплексованных интеллектуалок было у нас больше. Пожалуй, тип Фрейндлих из "Служебного романа".

АРМАНД Женщина пар экселянс. Прирожденная куртизанка (наследственное). Выросла в роскоши. Тип Лары: умеет все, в руках горит любая работа, следит за собой, соображает быстро, читала много. В революцию (в бизнес, в профессию) идет по причине избытка ума и темперамента: ни домашнее хозяйство, ни романы не дают такой остроты. Влюбляется только в личностей, к их идеям остается достаточно холодна. Ленин так и не убедил ее, что главное в семье -- социальное происхождение брачующихся и семейный бюджет.

Арманд никогда не интересовалась марксизмом. Ей в отличие от Цеткин совершенно не нужно было всеобъясняющее, простое и надежное учение. Ей нужно было жить интересно -- а в учения она верила мало, поскольку отлично понимала всю широту и универсальность жизни, несводимой ни к одному учению.

Но есть и в этой женщине мировой революции не слишком приятные черты, которые во многом определили судьбу этой самой революции: упомянутый избыток темперамента привел к тому, что в конце концов в ней возобладал дух жертвенности. От него она и умерла, а вовсе не от тифа или холеры (в разных источниках -- разные данные). Вся ее послереволюционная жизнь -- доживание. Ленин отправил ее лечиться от малокровия -- но от пустоты и тоски ее было уже не вылечить. Не в том дело, что она всю жизнь любила вождя и не перенесла его решения остаться с Крупской: я не стал бы преувеличивать их взаимную страсть. Дело было в том, что после победы революции ей нечего стало делать, а то, во что превратилась революция, подкосило ее окончательно.

Женщине (если она не так добропорядочна, как Цеткин, и не так умна, как Люксембург) вообще нравятся перемены, ее увлекает пафос преобразований... Я знал множество таких умелых, легких и неунывающих девушек, как Арманд. Они создавали кооперативы, занимались журналистикой, оказывались во главе турфирм. И очень быстро начинали скучать. Одна такая сейчас эмигрировала, другая стала психологом, третья вышла замуж и ушла в жизнь семейную.

Интересно, что Цеткин и Люксембург много писали и думали о положении работниц -- Арманд же как теоретика занимало будущее семьи при социализме. В свободную любовь она не верила (не путайте с Коллонтай), но свято верила в то, что инстинкт создания и сохранения этой самой семьи всегда будет в человеке сильнее инстинкта социального.

Самая нормальная из женщин русской революции. И самая несчастная из них.

КОЛЛОНТАЙ Бунин уверял, что она ко всему еще и лесбиянка. Что забиралась в постель к подруге в голубом пеньюаре, с коробкой конфет, -- понежничать и посплетничать. Хочется думать, что ложь. Но тип угадан верно: самый опасный тип женщины, особенно в революционные времена, -- тип жрицы ТЕОРЕТИЧЕСКОГО разврата.

Брошюра ее о свободной любви стала известна Ленину и вызвала его негодование. Коллонтай искренне полагала, что институт семьи и брака отомрет; во всякой революции есть перверсия (которой и близко нет в замысле) -- и Коллонтай была как раз одним из воплощений этой перверсии. Теория "стакана воды", мгновенного удовлетворения половых потребностей. Бурные дискуссии об обобществлении жен. Женщина должна быть независима, эмансипирована и по-мужски свободна в выборе партнера. В еще более пошлом варианте все это осуществила Лиля Брик -- автор плохих фильмов, посредственных мемуаров и ужасных писем, зато большая поклонница свободы.

Вся ее жизнь -- истинно мужская попытка примирить врожденную полигамность с вынужденной моногамией: ей, видно, зачем-то нужно было всегда оказываться одной из вершин треугольника, любить двоих. С одним -- не могла: скучно. Оправдывала себя литературным талантом, организаторскими способностями... Со способностями, судя по статьям, было туго. Теоретик посредственный, стилист никакой. Увлекает в ее писаниях только темперамент.

В сегодняшней России таких женщин множество. Революция (или бизнес, или финансовые авантюры и даже партработа) для них не более чем предлог: хочется жизни бурной и напряженной, связей многочисленных и необременительных. Но карьеру такие женщины делают редко: все-таки карьера женщины зависит от мужчины, а мужчины не любят таких полигамных. Отличительной чертой ее была честность: о новом любовнике тут же докладывала старому. А может, это и не честность вовсе, а особенный способ получать удовольствие: если никто не знает -- удовольствия нет...

Поэтому из-за нее так часто стрелялись. Поэтому она прожила остаток жизни в почетной ссылке -- послом в Швеции. Поэтому такие, как она, в современной русской жизни тоже не слишком преуспевают и кончают жизнь в обществе молодого любовника, которого ужасно мучат, мучат, мучат... потому что изменить ему уже не с кем. Нечто подобное проделывала со своими немногочисленными поклонниками и стареющая советская власть.

КРУПСКАЯ Крупская как-то не ассоциируется с 8-м Марта, поскольку она уж совсем не женщина. Крупская ничего ужасного не сделала, если не считать учиненного ею погрома в отечественной педагогике. Женщины более скучной я не знаю. Это ей принадлежит тезис о том, что волшебная сказка развращает детей; это она придумала рассказывать им про двигатели, механизмы и историю классовой борьбы. Совершенно беспомощна в домашнем хозяйстве. Ничего не понимала в детях, не умела с ними разговаривать. Ее единственной заслугой могло считаться то, что она была вдовой Ленина (не оставившей при этом никакого следа ни в его сочинениях, ни в его сердце, куда ей путь был закрыт). Когда я думаю о страшной судьбе Ленина, то не в последнюю очередь сострадаю его человеческой драме: боже мой, прожить более двадцати пяти лет с женщиной больной, ограниченной, раздражительной, ортодоксальной! Она была вполне привлекательна лет в двадцать (но и тогда все портило слишком волевое выражение лица); однако то, во что она превратилась уже к сорока... И это страшно узкое понимание истории, психологии, педагогики! Эти разгромные статьи о Чуковском и Маршаке (при том что писать она не умела вовсе, да и авторитета собственного не имела -- все отраженный ленинский свет!). Нет, не люблю. Не верю в сказку о доброй бабушке Крупской, а еще меньше -- в сказку о честной коммунистке, которая хотела на XVIII съезде сказать всю правду. Ничего она не хотела, она смертельно боялась Сталина, потому что именно из-за нее Сталин в начале 1923 года поссорился с Лениным. Нагрубил ей по телефону, а Ленин обиделся.

И все-таки жалко ее, честное слово, -- как жалко и подобных ей женщин нынешних времен: функционерок, запретительниц, пуританок... Было в ней что-то от Цеткин, но не было цеткинского здоровья и добропорядочности, умения вести дом и поддерживать разговор. Все какое-то второсортное, бедное, злое... Вот наказание Ленину: а вы все говорите, что он был мало наказан.

Сегодня этот тип почти не встречается. В России семидесятых годов он доминировал, с той только разницей, что Крупская была еще и честной. По крайней мере перед собой. Только за честность ей и можно простить многое -- советская власть это качество успешно вытравляла.

РЕЙСНЕР Если Коллонтай с рождения была своевольной и смелой, то Рейснер, девочка из интеллигентной семьи, росла тихой и мечтательной. Стихи очень любила. Жизнь ее сломал Гумилев, который всем женщинам мстил за одну -- так и не ставшую ему женой в полном смысле слова. Жена -- это ТВОЕ, Ахматова же ему не принадлежала ни секунды. Все остальные призваны были заглушить эту боль, и с ними он не особенно церемонился. Был у Рейснер первым. Привел ее в меблированные комнаты. Никакой романтики. Вдобавок в разговоре довольно резко заметил, что никогда не женится на женщине, пришедшей к мужчине на свидание по первому требованию. О, она была умна и чутка, а потому не сразу возненавидела его после этого. Другая бы могла или с ума сойти, или проклясть, или убить вообще... Она поняла, что он, в сущности, вечный гимназист, уязвленный и необыкновенно талантливый, -- так что отношения даже не прервались.

И, как всякая возлюбленная поэта, она превратилась в существо неуправляемое и двойственное: он ее вырастил до себя, заставил порвать с привычной оболочкой -- и получился монстр, существо, губительное для мужчин заурядных и добродетельных. Возлюбленные поэтов тем и опасны, что рано или поздно перерастают поэтов и перешагивают через них, успев, однако, многому научиться. Такой женщине прямой путь в революцию: всего остального ей уже мало. Ничего семейственного и домовитого (что было, например, в Арманд). Молодость, самоуверенность, тяга к приключениям -- конквистадор в юбке. Она была высокого роста и красоты необыкновенной, хотя и несколько давящей, монументальной. Пастернак называл ее воплощенным обаянием. Сегодня такие женщины встречаются во множестве -- сломали их либо поэты, либо блистательные авантюристы, каких много было в девяностые. Добиваются эти женщины успехов поистине выдающихся. Трудно сказать, удачливы ли они в браке, но в бизнесе удачливы. Тип и в самом деле обаятельный, но безнадежно надломленный. Художественный талант небольшой -- всему, что она умела, ее научил Гумилев. Отсюда же и тяга к сильным сравнениям, экзотическим местам, энергичной композиции.

Она пережила его на пять лет. Никого другого в жизни, вероятно, не любила. Таких девушек много было в русской революции, взять хоть Галю Бениславскую (говорят, чекистку). Но Рейснер -- единственная, кто стал символом, женщиной-мифом.

Покорить ее мог бы только поэт более сильный, чем Гумилев; забавно представить их роман с Маяковским. Говорят, ей нравился Мандельштам (стихи уж точно). На женщину-комиссара из "Оптимистической трагедии" она не была похожа вовсе. Жить с ней, боюсь, было бы невозможно. Но с кем из женщин русской революции можно было бы жить?

Вот, собственно, галерея наиболее распространенных типов, которые и сегодня никуда не делись.

"А что же нормальные? -- спросите вы. -- Добрые, веселые, верные, растящие детей, не находящие удовольствия в мучительстве окружающих?"

Такие женщины не идут ни в бизнес, ни в революцию, отвечу я вам. Такие женщины лечат, учительствуют или сидят дома, или занимаются наукой, или сочиняют книги -- в общем, не лезут устанавливать мировую справедливость и не верят в Единственно Верные Ответы.

Поэтому в день 8-го Марта их поздравлять не обязательно. Лучше делать их жизнь сносной в течение всего года.

Дмитрий БЫКОВ

В материале использованы фотографии: из архива "ОГОНЬКА" ,

"Гендерная психология"

Мужчина мечты



 

Сказочный принц

 

Она симпатична, умна, успешна. Однако, все еще одинока, потому что ждет Его - Мужчину Своей Мечты. Возможно, она уже знает, кто Он, но между ними стоит масса препятствий. А, возможно, она верит, что в один прекрасный день Он войдет в ее дверь с тоской в глазах и с цветами в руках. Так кто он и откуда - Мужчина Мечты?

Верить в сказочного принца девочка начинает с раннего детства. В детстве ребенка учат жить по определенным правилам, которые очень сильно зависят от его пола. Если у мальчиков поощряются способности стойко переносить боль, не выражать свои эмоции, умение постоять за себя, то девочек учат быть более мягкими, эмоциональными и пассивными.



Одним из основных средств внушения ребенку нужных стереотипов поведения являются волшебные сказки. 3-хлетняя малышка уже способна представить себя принцессой. А у принцессы должен быть принц, который обязательно на ней женится, и будут они жить долго и счастливо. Образы из любимых сказок постепенно укореняются в сознании ребенка, чтобы дать о себе знать позднее.



Говоря о формировании образа "своего мужчины", нельзя не упомянуть про комплекс Электры (женский вариант Эдипова комплекса), описанный Зигмундом Фрейдом. Девочка примерно с 5-летнего возраста начинает считать идеальным мужчиной отца или того, кто его заменяет. Если у девочки нет реального мужчины на эту роль, она его придумывает (и в этом как раз помогают детские сказки). Не будем вдаваться в тонкости учения Фрейда, на данный момент, психологи не считают это учение истиной в последней инстанции.



Не будем вдаваться в тонкости учения Фрейда, но факт остается фактом - проблемы в семье очень сильно влияют на то, какой будет личная жизнь ребенка. Именно в семье дети усваивают правила общения с людьми противоположного пола. Поэтому очень важно, чтобы ребенок рос в семье благополучной, видел, как родители строят свою личную жизнь, совместно решают проблемы.



Но в какой бы семье ни росла девочка, она постепенно создает для себя образ Принца, беря за основы внешность и характеры родственников-мужчин, а также героев фильмов, книг, прессы. Естественно, иногда она идет от противного - создает образ по принципу, например, "не как отец".



Практически все девочки к подростковому возрасту имеют "на руках" сформировавшийся образ идеального спутника жизни. Однако реальность во многом меняет их представление. Поэтому взрослые люди способны отделить детские мечты от настоящей жизни и осознать тот факт, что их избранник - живой человек со своими достоинствами и недостатками. Что же случается со взрослыми женщинами, которые все еще ждут своего Принца?



Гендерные комплексы

Гендерные комплексы (различные у мужчин и женщин) связаны с особенностями характера человека и часто основаны на неразрешенных психологических проблемах.



В нашем случае, женщина остановилась на каком-то этапе формирования личных отношений, а именно - на подростковой идеализации мужчины.



Девушка может сидеть и терпеливо ждать свою мечту или может активно вести поиск суженого. Однако проблема состоит в том, что этот суженый не является человеком из плоти и крови - это образ, выросший из детских фантазий.



 

Выделяют 4 типа женских комплексов, которые предполагают стремление во что бы то ни стало найти своего Сказочного Принца:

комплекс Золушки

комплекс Титании

комплекс Алисы в Стране Чудес

комплекс Рыцаря и Развратника



Комплекс Золушки

Эту сказочную героиню никак нельзя обвинить в отсутствии инициативы. Настоящая Золушка в первый подходящий момент раздобыла платье и помчалась на королевский бал очаровывать Принца, зная, что другого такого случая может и не представиться. Однако девушки с комплексом Золушки обычно забывают про этот факт, сидят в своих серых обносках дома у очага, перебирают чечевицу и ждут, что Принц как-нибудь сам заметит их внутреннюю красоту. Иногда, правда, они надевают красивое платье, садятся в высокую башню, находящуюся посреди болота с аллигаторами и никому не говорят, как именно это болото переплыть. Их главный недостаток - очень пассивная позиция ожидания. Обычно девушка даже не в состоянии описать свой идеал ("главное, чтобы человек был хороший"). Зато она часто знает, как именно произойдет встреча, и корабль под алыми парусами, случайно заплывший в речку Каменку N-ского района, как правило, не самая чуднАя фантазия типичной Золушки.



Комплекс Титании

Героиня пьесы Шекспира "Сон в летнюю ночь", королева фей Титания, поссорилась со своим мужем - духом Обероном, за что он погрузил ее в волшебный сон. В наказание за крутой нрав Оберон сделал так, что она полюбила того, кто первым ее нашел и разбудил. Счастливцем оказался неотесанный крестьянин, который, к тому же, получил от того же Оберона ослиную голову.



Суть комплекса Титании состоит в том, что девушка влюбляется в предложенный ей образ. Она даже не формирует его для себя - за нее это сделали кино, книги, средства массовой информации. И не важно, кто она - ярая фанатка какого-нибудь красавца с обложки или тихая мечтательница, влюбленная в героя книги или исторического персонажа. Важно то, что она не только влюблена в образ человека, которого не знает, но и влюблена даже не по своей инициативе.



Комплекс Алисы в Стране Чудес

Девочка, прыгнувшая в кроличью нору в поисках чего-то необычного, обладает бОльшими шансами на взаимность, чем предыдущие героини. Алиса - обаятельная, смелая девушка. Она в состоянии завладеть вниманием самых разных мужчин. Проблема только в ней самой. Она не знает, кто именно ей нужен и живет по принципу "кого хочу - не знаю, кого знаю - не хочу". Ее привлекает загадка, а что загадочного в человеке, с которым встречаешься более или менее продолжительное время? Девушка, которая не может определить, какого она роста и с какой стороны гриба нужно отломить кусок, не знает и того, каким должен быть ее мужчина. Ей постоянно кажется, что настоящая любовь уже ждет ее за следующим поворотом. Образ ее принца меняется очень часто, так как это "не тот", кто с ней рядом в данный момент. Даже Супергерой не подошел бы Алисе - у него всего 2 лица, а Алисе их нужно бесконечное множество. В общем, "одна сплошная путаница".



Комплекс Рыцаря и Развратника

Немного похож на комплекс Алисы. Но если Алисе нужен "человек с тысячью лиц", то девушке с комплексом Рыцаря и Развратника хватит и двух. Так же, как и Алиса, девушка не обделена мужским вниманием.



Однако в ее идеальном мужчине должны сочетаться качества рыцаря и хулигана. Но не это главная проблема - если очень постараться, можно найти мужчину с таким "раздвоением личности". Просто поведение такого чуда природы должно строго подчиняться ее желаниям. А желания эти обычно противоположны тому, что делает мужчина в данный момент. Когда он в не очень трезвом виде тащит ее в постель для бурного секса, она мечтает о розах и серенадах, когда ведет на балет - она хочет пить пиво в байкерской тусовке. И очень скоро девушка понимает, что опять ошиблась и это не тот, кто ей нужен.



Что делать?

Эти особенности характера, естественно, не являются психическими отклонениями. Тем не менее, наделенная подобными фантазиями женщина рискует не состояться в личной жизни - остаться в одиночестве, постоянно менять партнеров или постоянно связывать свою судьбу "не с теми людьми".



К сожалению, быстрого рецепта для "лечения" этой проблемы нет. Так как гендерное поведение усваивается человеком в детстве, изменить его очень сложно. Поэтому, если женщина заметила за собой склонность к идеализации, ей лучше всего обратиться за помощью к профессиональному психологу. С ним вместе она, скорее всего, поймет, когда именно сказка незвано нагрянула в ее жизнь, заслонив собой реальность, и научится не искать принца, а просто любить, принимая человека таким, какой он есть.



Что почитать по теме?

Шон Берн. "Гендерная психология"

Статья О.В. Митиной. "Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах"

Алешина Ю. Е., Волович А. С. "Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины"



Against drugs

Можно повернуться спиной к человеку, но не в коем случае нельзя поворачиваться спиной к наркотикам, особенно если они находятся внутри человека, а в руках у него огромный нож.

(с) "Страх и ненависть в Лас-Вегасе"

Люди живущие с наркоманами, общающиеся с наркоманами сами становятся наркоманами в каком-то смысле этого слова. Их жизнь начинает вращается вокруг наркотиков, разговоров о них, симптомов ломки и передозировки. Мир вокруг заполняется чужими галлюцинациями и начинает казаться, что ты тоже всего лишь часть этих галлюцинаций. Это ненормально. Люди, принимающие наркотические препараты должны общаться с теми, кто тоже их принимает. Люди, не принимающие - общаться с теми, кто не принимает. Невозможно совместить несовместимое.

Невозможно сподобить другого человека снизить дозу или бросить, пока у этого человека не будет своего желания и силы воли поступить так. А все эти отговорки по принципу: "Хочу бросить, но страшно, пойду ещё приму чтобы успокоиться", - просто очередной бред.

И..."бывших" наркоманов не бывает. "Я не буду" - это еще не значит, что "Я не буду никогда" Подтверждено психологией и физиологией.

И хэппи-эндов тоже не бывает. Лучше остановится сейчас, пока не стало слишком поздно. Тем более, что вся эта drug's атмосфера убивает самые теплые чувства.

с



Пусть в каждом доме будут: счастье, Любовь, достаток и уют.

Пусть все невзгоды и ненастья Друзей и близких обойдут.

Пусть не затротет Вас беда, Не обольет слезами горе,

Чтоб Вы не знали никогда Болезней, недругов и боли.

Не будет пусть у Вас в судьбе Потерь навек, разлук надолго.

Пусть дорогой Вам человек Живет на свете долго-долго.

Пусть все исполнятся мечты И от любви Вам станет жарко,

Я поздравляю от души Вас с Женским днем 8 марта.

Я Вам желаю в день весенний Улыбок, нежности, тепла.

Жизнь станет лучше, без сомнений, Коль в мире правит красота!

... собаки, с учётом особенностей собачьей психологии и взаимоотношений в настоящей ...

Как завоевать авторитет у щенка.

Маленький щенок попадает в ваш дом. С этого дня вы и ваша семья его стая. Как любому детёнышу ему нужен вожак.

Вожак - это кто?  Вовсе не тот, кто круче и может отпинать  беззащитного. А тот, кто СИЛЬНЕЕ, УМНЕЕ.  Кто  ЗАЩИТИТ, ПОДСКАЖЕТ, НАУЧИТ. С кем не страшно и за кого  хоть в огонь, хоть в воду.

Но чтобы быть таким в глазах щенка придётся  потрудиться. И в первую очередь научиться  смотреть на ситуации глазами собаки, с учётом особенностей собачьей психологии и взаимоотношений в настоящей стае. Если первоначально  вы сможете  опуститься  до уровня собаки,  то у вас есть шанс со временем подтянуть собаку до уровня человека. Ведь есть такие собаки. Но такими они не родились. Это результат совместного труда.

Итак,  начнём.

Кто сильнее?

 Щенок ещё совсем маленький и забавный. Рычит над косточкой, клацает молочными зубёшками. Неопытные владельцы умиляются, совершая первую и роковую ошибку. В природе естественный отбор начинается возле сосков матери. Кто всех оттолкнул - тот лучше поел. И с вами щенок продолжает проверять границы. НИКОГДА щенок не имеет права на вас зарычать, огрызнуться или не подчиниться. Вы в любой момент должны иметь возможность забрать у него любую еду, согнать с любого места. Для особей с очень выраженными лидерскими задатками могут иметь значение нюансы, на которые вы даже не обращаете внимание. Кто первым прошёл в дверь? Кто первым поел?  В стае это право лидера.

Но у  лидера есть не только права, но и обязанности. Вы со щенком на прогулке. Малыш испугался лохматую псину, несущуюся к нему. Инстинктивно, жмётся вам в ноги, как прижался бы к матери.

Ваши действия? Кто-то хватает щенка и пытается ретироваться ( хорош вожак - удирает). Кто-то чуть-ли не пинками толкает кроху в пасть монстру - не будь трусом ( а сам-то?) "Знающие" склонившись над беднягой грубо наглаживают по спине ( а у собак это подавление) И  испуганно причитают ( не бойся, малыш! ) Мол и сам боюсь, от того и голос тоненький и дрожит. А нужно - присесть на корточки (опустится до уровня, быть вместе) Щенок забьётся между колен, как между лап матери. Руками обнять щена в кольцо, поглаживая под грудкой, успокаивая. Гордо и уверенно дождаться вражину  и "Рявкнуть" Главное уверенно, Не важно что вы скажите(щенок слов не поймёт) Важна интонация и внутренняя энергетика.. Если собака не проявляет агрессии можно позволить ей обнюхать малыша, познакомиться. Всё под вашей защитой. Вот он ваш триумф. Вы самый сильный. Вы можете защитить, и вас боится даже Лохматина. Так же нужно знакомить и с чудовищами из техногенного мира. Машинами, поездами,  шумами.

Кто умнее?

Спросите человеческого детёныша кто всех умнее и он ответит  "папа!"(мама). А почему он так считает? Да потому что вы целыми днями отвечаете на его вопросы. Кто такой Бармалей? Почему море мокрое? Откуда берётся дождь? Щенок такой же несмышлёныш. И ему тоже нужны ответы на интересующие его вопросы. Он тоже познаёт мир. В природе ему бы помогали мать и взрослые члены стаи. А у вашего малыша есть только ВЫ. И либо вы  сделаете  это вместе и сольётесь в тандем.  Либо он сделает это один, относительно своих понятий и желаний, только вы тогда будете ни к чему и никто. А так как щенок в первую очередь будущий зверь(пусть и домашний), то поступит он с вами в дальнейшем соответственно. Впрочем, а вы то сами лузеров жалуете?

Поэтому с малышом нужно общаться, показывать ему новые предметы и манипуляции с ними, объясняя, что можно, что нельзя и почему. На прогулках не таскать кроху на поводке, пока вы болтаете с друзьями или курите  и не доставать малыша навязывая неинтересные ему развлечения, а познавать и изучать окружающий мир, постепенно расширяя его. Вот нашёл что-то малыш. Не дёргайте поводок и не орите ФУ. Подойдите, посмотрите. Одобрите или запретите. Вы вожак. Вы умнее. Будьте умнее во всём. Если человеческий детёныш лезет к розетке, ему же не читают лекции про электричество. Берут и уносят. Почему же щенка долбят и долбят за то, что грызёт провода.

Уберите их, или унесите мелкого и займите его другой игрой.  Это ваша обязанность как более взрослого и умного члена стаи - воспитать несмышлёныша, уберечь его от опасности. Вы и не заметите как  однажды, при приближении вражеской лохматины, он гордо и твёрдо встанет перед вами, чуть опустит голову, поднимет хвост, взгляд его потяжелеет, губа  дёрнется вверх обнажая белоснежные клыки  и враг развернётся во свояси, а ваш выросший  малыш, глянет вам в глаз ,махнёт хвостом: "пошли, хозяин" Разве не стоит ради этого трудится? Д а и зачем иначе заводить собаку?

[Кобо Абэ "Женщина в песках"]



Книга: Кобо Абэ "Женщина в песках"

Жанр: драма, современная проза

О чем: Женщине так трудно быть одной. Но с мужчиной еще труднее. Ведь мужчина так ценит свободу. Но однажды мышеловка захлопнется, и мужчина останется один на один - с женщиной. И жизнь утекает сквозь пальцы как песок. И только любовь и женщина помогают жить.

Мой комментарий: Эта книга напомнила мне "Коллекционера" Дж. Фаулза. По сюжету они похожи - то же увлечение насекомыми, но только тут в ловушке оказывается сам коллекционер, попавшись, подобно шпанской мушке, которую он так жаждал поймать. А дальше - психология заложника, жертвы, которая пытается сбежать от жизни в песчаной яме и однообразного существования - изо дня в день выгребать песок. А еще есть женщина - странная, непонятная. Одинокая. И в конце концов мужчина оставляет попытки бежать, привыкает... Книга несомненное интересная, написана довольно загадочно - в духе японской литературы. Но "Коллекционер" мне все же понравился больше.

 

Ярослав,Татьяна

Ярослав - (от старославянского) ярый, слава, славящий Ярилу - бога солнца.

Производные: Ярославка, Слава, Славуня, Славуся, Рося.Ярослав - Справочник русских имен

Яркая слава (со славянского).

Ярко индивидуален, талантлив, честолюбив. Всю жизнь познает себя. Страстный, увлекающийся. Ярослав - юнга романтики и риска. Играет с огнем, пробуждает интерес. С трудом сдерживает гордыню. Любит либо первую, либо последнюю, либо одну...Ярослав - Тайна имени oculus.ru

Ярослав - славящий Ярилу или сильный и славный, или яркая слава (древнеславянское).

Воистину княжеское имя, в настоящее время не очень распространенное.

Зодиак имени. Лев.

Планета: Солнце.

Цвет имени: альт.

Камень-талисман: янтарь.

Благоприятное растение: дуб, крапива.

Покровитель имени: фазан.

Счастливый день: воскресенье.

Счастливое время года: лето.

Основные черты: индивидуальность, честолюбие.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Ярослав Святославич Муромский, князь, 3 июня (21 мая).

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

Ярилин день у древних славян 7 июля (ныне Ивана Купалы).

ИМЯ И ХАРАКТЕР

В детстве Ярик капризный, упрямый, неуравновешенный ребенок. С детьми часто ссорится, пытается навязать свои правила игры, обижается, когда его не слушают. Внешне он похож на мать, но по характеру ближе к отцу. Ребенок вспыльчивый, может совершать необдуманные поступки. Родителям необходимо завоевать его доверие, иначе он "уйдет в себя", и добиться от него чего-либо будет трудно. Настроение его часто меняется, он пере-борчив в друзьях, то приходит в восторг от одного из них, то слишком в нем разочаровывается, вплоть до ссоры. Ярик очень рано начинает читать и писать, любит сказки, позже приключения, фантастику, военные рассказы, сам мечтает стать военным. Он очень самолюбивый, но по натуре добрый, поддается влиянию, и вырастает таким, каким его воспитают родители.

Взрослый Ярослав также сильно зависит от окружения. Он с трудом сдерживает свою гордыню, жизненные невзгоды встречает стойко, мобилизуется, не дает им себя сломать. Стремится приспособиться к самым суровым условиям жизни и довольствоваться малым.

Ярослава глубоко интересуют тайны мироздания, космос, философия, психология, он натура тонкая и впечатлительная. Нередко становится священником или серьезно, с помощью науки, уходит в эти проблемы. Ярослав может быть также учителем, инженером, музыкантом, писателем, рабочим, но всегда думающим о жизни, для чего он существует, что должен сделать.

В любом деле Ярослав талантлив, но скромен, жизненного успеха добивается с трудом. Он человек утонченный, дипломатичный, всегда корректен, обожает детей, цветы, любит животных, держит в доме не обязательно породистую собаку, сам за ней ухаживает. Он очень чувствителен, остро переживает обиды и неудачи, не стесняется искать утешения у друзей и близких людей. Но если глубоко задеть его душевные струны, он может быть мстительным, жестко расправиться с обидчиком, унизить его. Никто даже не ожидает, что Ярослав может показать себя с такой стороны. Это доказывает, что Ярослав - натура сложная, неоднозначная.

Ярослав сексуально сильный мужчина, способный подчинить себе женщину. Инициатива всегда принадлежит ему. Его возбуждает, когда женщина в его объятиях слабая и покорная.

Первый брак у Ярослава чаще всего неудачен. Но любит он обычно свою первую жену. Сравнивает с ней других, что не делает последующие браки счастливыми. Лишь после десяти лет второго или третьего брака он наминает особенно ценить ту, с которой живет и которая его любит. Вполне счастлив Ярослав с Анной, Ларисой, Светланой, Елизаветой.

Отчество: Ярославич, Ярославович, Ярославна, Ярославовна.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Ярослав Владимирович (982-1054) - великий князь Киевский и всея Руси, сын Владимира Святого и полоцкой княжны Рогнеды, которая дала ему хорошее образование, приставив к нему учителей греческих, болгарских, варяжских и латинских.

Будучи старшим сыном великого князя, Ярослав был законным наследником престола, но его занял силой Святополк с нелестным прозвищем Окаянный, убивший князей Бориса и Глеба, а также Святослава, князя древлянского.

Ярослав, бывший князем в Новгороде, пригласил варягов, вместе с ними и новгородцами пришел к Киеву и на реке Альте, на том самом месте, где погиб князь Борис, победил своего сводного брата в 1019 году.

Еще один брат Ярослава - Мстислав, пришел воевать за Киевский престол. Его не зря называли Удалым, Мстислав выиграл сражение. Однако он не воспользовался своим счастьем, а предложил разделить Россию на две части по Днепру: все земли, лежащие по левую сторону реки, принадлежали Мстиславу, по правую - Ярославу. Через десять лет Мстислав заболел и умер, после него не осталось наследников, и Ярослав стал один государем России.

Ярослав был крупным государственным деятелем, дипломатом, градостроителем и военачальником. Под самыми стенами Киева в 1036 году сразился с печенегами. Битва продолжалась целый день, и Ярослав одержал самую счастливую для Отечества победу, навсегда освободив Россию от постоянных жестоких набегов.

На месте сражения Ярослав заложил каменный собор, посвященный, как и главная церковь Константинополя, Святой Софии. В середине сороковых годов выросло величественное здание, строгих совершенных пропорций, с полосатыми красно-белыми стенами и тринадцатью куполами. Освещенные восходящим или предзакатным солнцем, они были видны далеко за пределами городской черты.

Строгость внешнего облика сочеталась с ослепительной роскошью внутренней отделки. Современники сравнивали Св. Софию с воспетым в Библии храмом царя Соломона.

Ярослав значительно расширил Киев, обнес его крепостной стеной. Главным входом служили Золотые ворота, трехпролетные, укрепленные, они выглядели как настоящее крепостное сооружение. Название "золотые" также связано с воротами Константинополя, на великолепные сооружения которого равнялся в своем строительстве Ярослав.

Ярослав организовал первую на Руси библиотеку, велел переводить священные книги с греческого на славянский язык, заводил школы в Киеве и Новгороде, уговаривал подданных отдавать туда детей, вызывал из Византии художников для украшения церквей и дворцов. Ярослав собрал все законы, по которым предки его управляли землей Русской, и приказал написать их - это была первая книга законов - "Русская правда". По инициативе Ярослава, прозванного "Мудрым", начал создаваться летописный свод.

Татьяна - (от греческого) устроительница; (от латинского) имени сабинского царя Татий.

Старое: Татиана.

Производные: Татьянка, Таня, Танюха, Танюша, Танюра, Танюся, Танюта, Тата, Татуля, Татуня, Татуся, Туся, Таша.Татьяна - Справочник русских имен

Повелительница (с греческого).

Верность в соединении с чувством собственного достоинства - черты Татьяниного характера. Встреча с ними всегда обнадеживает. Коварства и зла не приемлют. Строгая исполнительница собственного, себе заданного, стремления. Порой Татьяна - мученица от обстоятельств судьбы, а все-таки в Москве... "в день Татьяны все студенты пьяны".Татьяна - Тайна имени oculus.ru

Татьяна - устроительница, учредительница (латинское).

В XVIII веке имя Татьяна употреблялось преимущественно в дворянской среде. Но уже к концу XVIII-началу XIX века оно стало широко употребительно в купеческих и крестьянских семьях. А.С. Пушкин описал в романе "Евгений Онегин" семью Лариных, которая придерживалась старых традиций "Они хранили в жизни мирной привычки милой старины..." Поэтому-то родители героини романа даже в начале XIX века дали своей дочери имя Татьяна, которое в дворянских семьях встречалось уже все реже и реже. Именно благодаря огромному успеху романа "Евгений Онегин" имя Татьяна получило в русском языке вторую жизнь.

В последнее время имя стало меньше распространено, чаще так называют девочек на селе.

Зодиак имени: Козерог.

Планета: Марс.

Цвет имени: багряный.

Камень-талисман: рубин.

Благоприятное растение: вяз, клевер.

Покровитель имени: рысь.

Счастливый день: суббота.

Счастливое время года: зима.

Уменьшительные формы: Татьянка, Таня, Танюша, Танюта, Тата, Татуся, Туся, Таша.

Основные черты: эмоциональность, твердость.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Татьяна Римская, дева, диакониса, мученица, 25 (12) января. Знатная римлянка; угодила Богу заботами о больных, бедных и несчастных; за веру Христову после мучений была обезглавлена в III веке. Вместе с ней был казнен и ее отец, открывший ей истину веры Христовой.

Татьянин день в России. В дореволюционной Москве существовала одна единственная церковь, посвященная святой Татиане - при Московском университете. В православных святцах только одна святая с таким именем. Проект создания в Москве первого российского университета Иван Шувалов подал на подпись императрице именно 12 января (ст. стиля) с тайным умыслом: отметить тем самым именины горячо любимой "матушки" - Татьяны Ростиславской. Именно по этой причине мученица Татиана сделалась покровительницей Московского университета.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

Татьянин день - праздник студентов. На Татьяну проглянет солнышко - к раннему прилету птиц, а если снегопад - летом будет дождик част.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Таня с детства отличается эмоциональностью и одновременно умением постоять за себя, девочка - настоящий сорванец, однако непослушной ее назвать нельзя. В кругу сверстниц почти всегда лидер. В школьные годы один за другим посещает самые разнообразные кружки, но ничего не доводит до конца, теряет к этим занятиям интерес. В школе учится хорошо, но неусидчива, уроки делает с трудом. В детстве мечтает стать актрисой.

У Татьяны острый аналитический ум. Она ничего не пропускает, оказывает сопротивление всему, что мешает ей в жизни. Она гордая, может быть мстительной, очень редко следует чужим советам, как бы полезны они ни были. На работе она не бывает в стороне от возникающих проблем и конфликтов. Татьяна очень тонко чувствует атмосферу в коллективе. Характер ее действий в критический момент зависит от занимаемой должности и может быть не очень мирным.

Татьяна - прекрасный организатор, администратор, общественный деятель. Часто это хороший педагог, умеет общаться с детьми, заставить слушать себя. Ее интересует биология, медицина. Она может быть опытным инженером. Татьяна - натура деятельная, решительная, самолюбивая, все эти качества приносят ей успех в карьере. Порой Татьяна несколько самоуверенна, но это придает ей оптимизм. Иногда она бывает излишне импульсивна, что осложняет ей жизнь. Но чаще она сама озабочена судьбами окружающих ее людей, стремится все уладить, снять напряжение. В семье она является центром, который объединяет всех и каждому дает чувство уверенности, сознания, что он не одинок в этом мире.

Подруг у Татьяны немного, она никогда не откажется помочь, но никогда не поступится своими или своей семьи интересами. Татьяну не волнует, какое впечатление она производит на окружающих, она редко жалеет о чем-нибудь и не считает нужным исправлять последствия. Татьяна не коварна, сознательно никому не причинит зла. Татьяна сексуальна, при интимной близости раскована, но только с тем человеком, которого любит.

В браке Татьяна довольно спокойно относится к домашним работам. Детей, обычно их двое, она очень любит, становится им настоящим другом, многое им прощает, постоянно о них беспокоится. Мужа она пытается подчинить своей воле, это не всегда удается. Однако Татьяна не склонна к разводу, она ценит устойчивость и стабильность, материальное благополучие. Постепенно привыкает и в зрелости находит с мужем общий язык. Благополучный брак у Татьяны может быть с Валерием, Иваном, Олегом, Сергеем.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Татьяна Ивановна Пельтцер (1904-1992) - известная русская актриса.

Актерскому мастерству она училась у своего отца, Ивана Пельтцера, с которым впервые вышла на сцену в возрасте десяти лет - в роли Сережи в спектакле "Анна Каренина". По-настоящему свой творческий путь Татьяна Пельтцер начала в 1920 году - стала актрисой Передвижного театра Политуправления, потом работала в театрах Нахичевани, Ейска, Ярославля и Москвы; несколько лет она выступала на сцене театра МГСПС, ныне Театр им. Моссовета. В 1940 году попала в Московский театр миниатюр, где и раскрылась как острохарактерная актриса. Через несколько лет Татьяна Пельтцер пришла в Московский театр Сатиры, где с успехом работала тридцать лет. В 1977 году актриса перешла в театр имени Ленинского комсомола.

Из сыгранных ею на сцене ролей можно отметить Кукушкину в пьесе "Доходное место" А.Н. Островского, Федоровну в "Трех девушках в голубом" Л. Петрушеской, Марселину в "Женитьбе Фигаро". Последний спектакль, поставленный Валентином Плучеком, не раз демонстрировался по телевидению. Одна из последних театральных работ актрисы - спектакль "Поминальная молитва".

В кино Татьяна Пельтцер дебютировала маленькой ролью в фильме "Свадьба" (1943), вместе со знаменитыми Эрастом Гариным и Фаиной Раневской. Роль побольше она сыграла в 1945 году - Плаксину в фильме "Простые люди" Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Но этот фильм оказался "на полке" и вышел на экраны лишь в 1956 году. Известность же пришла к актрисе после того, как был экранизирован спектакль Театра сатиры "Свадьба с приданым", где Пельтцер блистала в роли Лукерьи Похлебкиной. А вскоре по стране с успехом прошли комедийные ленты Ивана Лу-кинского об Иване Бровкине - "Солдат Иван Бровкин" и "Иван Бровкин на целине", и за роль Евдокии Бровкиной ее назвали "мамой русского солдата".

Татьяна Пельтцер много снимаяась.но среди множества ее очень ярко и сочно сыгранных ролей почти нет главных.

Однако даже небольшие эпизоды надолго запоминались, например, в 65 лет она лихо отплясывала на крыше и лазила через заборы в веселой детской картине Ильи Фрэза "Приключения желтого чемоданчика". И снималась актриса хоть и в эпизодах, но у таких режиссеров, как Иосиф Хейфиц, Александр Роу, Илья Фрэз, Надежда Кошеверова, Светлана Дружинина. Из других работ Татьяны Пельтцер стоит отметить роли жены Анискина в фильме "Деревенский детектив", Федосью Ивановну в замечательной ленте Марка Захарова "Формула любви", а также роли 1980-х годов в фильмах-сказках, снятых Михаилом Юзовским.