вторник, 2 июня 2009 г.

Армия обороны Израиля: о командирах и переоценке ценностей

Для того, чтобы сделать из человека солдата, нужно сначала сломать его эго, а потом заново его создать (С)

Для того, чтобы понять, как относятся к дисциплине в армии обороны Израиля наших дней, не обязательно проситься в гости на какую-нибудь из баз. Достаточно посмотреть, как солдаты ходят по улице. Рубашка в рюкзаке, футболка на выпуск. Хорошо ещё, что не босиком. Вот оно, лицо израильской армии.

Проблема в том, что в наши дни не умеют воспитывать хороших командиров. Ценности в армии немного изменились. Точнее, они изменились до неузнаваемости. Теперь вообще нет такого понятия "хороший командир". Да и такого понятия, как "командир", тоже нет. Можно запросто нагрубить человеку в звании майора и ничего за это не получить. Хотя мы в своё время о таком даже и не думали.

Бытует мнение, что командиры должны быть командирами только в боевых частях, и дисциплина тоже должна быть в боевых частях, а тыловых частей это не касается. И беда даже не в том, что это мнение теперь стало почти единственным правильным. Беда в том, что вот такие вот "командиры" потом выходят из армии и занимают начальственные должности в жизни гражданской. Понимаете, да, какие из них получаются руководители?

Начальственный опыт в армии - это поистине бесценная вещь. Недаром каждый год армейского опыта на руководящей должности на гражданке считается за два года. Но, знаете, есть командир - и есть командир. Если человеку в своё время не привили таких основных и, не побоюсь этого слова, незаменимых для любого руководителя - не только для командира - ценностей, как чувство ответственности, стремление постоянно совершенствовать профессиональные навыки, умение находить особый подход к каждому подчинённому и одновременно относиться ко всем одинаково строго, умение слушать и слышать, умение принимать решения и отвечать за них, умение чувствовать несправедливость и говорить о ней вслух, то... то этот человек - никакой не руководитель. И уж, тем более, не командир.

Зачастую проблемы начинаются с элементарного неумения легитимировать собственный авторитет. Согласитесь, руководитель без авторитета - это не руководитель и даже не половина руководителя. На самом деле, смешно смотреть на людей, которые разрешают своим подчинённым садиться себе на шею, аргументируя это тем, что "они ведь тоже люди", а потом жалуются, что их никто не уважает, а работа не делается в срок. Таких руководителей я на своём веку уже повидать успела - и не только в армии. На курсе молодого бойца с авторитетом всё обстоит более-менее хорошо. Не обратился к командиру "есть, командир"? Отжимайся двадцать раз. Опоздал на сорок секунд? Отжался сто раз. Не встал вовремя? Остался на выходные на базе. На срочной службе так дела не делаются. Вас уже никто не заставит отжиматься, и, хотя на базе вполне могут оставить, но всё же отношение к вам другое. Да. К вам действительно другое отношение. А вот что насчёт вашего отношения к своим командирам? Что до вашего отношения к тому факту, что вы носите форму, если говорить в общем? Чему же вас научили на курсе молодого бойца, кроме как отжиматься и подчиняться приказам?

Совсем не случайно курсы командиров, которым позже предстоит командовать молодыми курсантами, длятся очень долго. Молодые солдаты - это, как любили говорить у нас, мягкий материал, который нужно уметь лепить. Для этого нужно не только обладать знаниями в области психологии, но и некоторыми личностными особенностями. К примеру, такой, как самоотдача. Работа с людьми - это всегда самоотдача. Тем более, такая ответственная работа. Вы получаете людей, из которых вам предстоит сделать будущих солдат, будущих защитников. Это огромная ответственность. По мне - так и большое счастье, наиценнейший подарок. Именно на курсе молодого бойца "подходящий материал" отделяют от "менее подходящего". Именно на курсе молодого бойца люди получают представление о том, что такое армия и с чем её едят. И ошибки командиров будут стоить очень и очень дорого.

Могу вам сказать, что мне на курсе молодого бойца с командирами очень повезло. Хотя, конечно, нужно просто уметь смотреть на ситуацию с разных сторон. Вероятно, я просто взяла от каждого из них то лучшее, что могла взять, научилась тому, чему мне следовало научиться. Может, потому, что я этого хотела, может, потому, что этого хотели они. Во всяком случае, я закончила курс молодого бойца, получив багаж бесценных знаний. И мне предстояло воспользоваться этим багажом впоследствии. Правда, тогда я ещё и понятия не имела, что моя судьба сложится именно так.

Сейчас я думаю о том, что если бы мне всё же посчастливилось пройти командирские курсы, то я избежала бы многих ошибок. Но курсов я не проходила, меня просто бросили в холодную воду и принялись смотреть, выплыву я или нет. Если честно, я считаю, что лучший путь научить человека чему-то - бросить его в холодную воду. Можно, конечно, привести много аргументов против. Это очень болезненный, но всё же более короткий и гораздо более надёжный путь. Молодые командиры обычно очень медленно продвигаются вперёд, постепенно набивая шишки. Одна успевает зажить до того, как появляется вторая. И вместе с шишками приходит опыт. А у меня было не так. Я получила почти все шишки одновременно (впрочем, потом я продолжила их набивать - как и любой руководитель, которому не совсем наплевать на его работу). Но зато потом сказала "спасибо" тому, кто меня в эту воду бросил. И продолжаю говорить это до сих пор. Потому что чем дольше оттягивают момент вашего "плавания" в холодной воде, тем холоднее окажется эта вода. И, может статься, к тому моменту вы так и не научитесь плавать.

Конечно, об отрицательных чертах армии можно говорить много и долго. Можно сказать, что армия учит убивать. И это правда. Можно сказать, что армия - это мясорубка человеческих душ. И это тоже правда. А можно сказать, что армия - это школа жизни, и это тоже будет правдой. Вместе с умением защитить себя и свою страну солдату прививаются человеческие ценности. Достоинство. Долг перед своей страной. Ответственность за жизни жителей своей страны. Любовь и уважение к другим людям. Прививаются - или же должны прививаться. Потому что армия наших дней почему-то этих ценностей никому не прививает.

Я много думала о причинах того, почему в наши дни молодые люди не хотят служить. Потому, что за это не платят деньги? Что же, может быть. За это действительно почти ничего не платят. Потому, что они считают службу пустой тратой времени? И такое тоже может быть. Некоторые действительно проводят два или три года службы впустую. Мне ясно одно - молодое поколение находится под влиянием множества мифов об армии обороны Израиля. А вторая сторона, в свою очередь, и не думает о том, чтобы развенчать хотя бы парочку мифов. И получается то, что получается.

Ещё можно было бы сказать, что молодому поколению ничего не надо, кроме алкоголя, сигарет и Интернета. Можно вспомнить, что мои ровесники просто рвались в армию. У каждого из нас была мечта - кто-то хотел стать медбратом, кто-то - стратегом, кто-то - аналитиком, кто-то - командиром на курсе молодого бойца. Я до сих пор помню, с каким восхищением мы делились своими мечтами. Как мы говорили о том, что "а вот когда мы наденем форму...!". Помню многочисленные визиты солдат к нам в класс - солдаты рассказывали о том, какие войска существуют в армии, и чем эти войска занимаются. Мы волновались, когда сдавали тесты в военкомате, прыгали до потолка, когда нам звонили и говорили, что нас приняли на предармейские курсы... А сейчас молодые люди прыгают до потолка, когда получают известие о том, что они не будут служить.

Можно поговорить и о том, что в наше время армия экономит деньги, и поэтому хороших командирских курсов просто-напросто нет. То есть, армия экономит на солдатах. На нужных солдатах, прошу обратить внимание. Не верьте тому, кто говорит вам эту чушь. Если это пресса - то больше не читайте таких газет. Если это телепрограмма - больше таких программ не смотрите. А если это просто "очевидец", который решил "посоветовать" вам что-то "хорошее", то скажите очевидцу, что он не совсем прав. Точнее, совсем не прав. Армия вкладывает очень большие средства в тех людей, которые этого достойны. Как человек, который был и в какой-то мере теперь является частью системы и знает систему изнутри очень хорошо, я говорю вам это с полной уверенностью.

У нас есть поговорка: "Отношение ведёт за собой отношение". Иными словами, если вы призываетесь для того, чтобы реализовать свой потенциал, то вам дадут его реализовать. Обязательно. Не сомневайтесь в этом ни на секунду. Армия даёт людям профессии, причём абсолютно бесплатно, за её деньги (за меня она платит до сих пор, и я ей благодарна). Армия позволяет людям совершенствоваться в профессиональном плане. Она предлагает им работу, возможности карьерного роста. Если человек носит форму с честью и делает то, что он делает, с душой, то это отношение к нему обязательно вернётся. Ну, а если человек идёт в армию с настроением "потерянные годы", то и отношение к нему будет соответствующее.

Но всё же этот вопрос остаётся открытым. Армия обороны Израиля тонет - или уже утонула - в стереотипах, и это очень и очень плохо. Всё же хочется верить, что молодое поколение хотя бы немного задумается о своём будущем и о будущем своей страны.

Моя армейская профессия тоже окружена большим количеством мифов и стереотипов. Главный стереотип - это так называемая гнилая мораль. Эта мораль - точнее, отсутствие гнилой морали (или же отсутствие морали как таковой? Это тоже хороший вопрос) - является решающим аргументом многих очень талантливых людей в пользу того, чтобы отказаться от подписания контракта. Конечно, любому понятно, чем занимается военный аналитик. Он не сажает цветочки и даже не постригает траву. Военных аналитиков часто называют людьми без права на ошибку.

Сегодня мы с ребятами беседовали до того, как начать наш рассказ о пресс-конференции. Помимо прочих тем, мы планировали сказать пару слов о работе антитеррористических организаций. По иронии судьбы, эта тема тоже досталась мне. Я нашла много интересной и полезной для себя и для "Зеркала" информации. В нашем разговоре мы подняли тему морали. Мнения наши разделились, мы долго спорили, но всё же каждый остался при своём. И тогда я предложила задать волнующий нас вопрос аудитории. А теперь задаю его и вам. Вопрос звучал следующим образом:

- Кто более аморален - сотрудник антитеррористической организации, который убивает чужими руками (пусть и "правильных" людей, то есть, террористов), или же человек, который может при желании избежать убийства "неправильных" людей, но ничего не предпринимает?

ДОРОГИЕ МОИ, МНОГОУВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ С ФАКУЛЬТЕТОВ ПСИХОЛОГИИ ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ...

ДОРОГИЕ МОИ, МНОГОУВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ С ФАКУЛЬТЕТОВ ПСИХОЛОГИИ ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ Взаимосвязь родительского отношения и уров