вторник, 3 марта 2009 г.

Богатырёв Юрий Георгиевич

Родился 2 марта 1947 года в Риге, в семье военного моряка. Затем семья Богатыревых перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву.

.

(...) С детства Юру дразнили "девчоночником", и это не случайно. Мальчик был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы - в импровизированном "кукольном театре" во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссер сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл. Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием.

После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии "Глобус" Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное у Юрий БОГАТЫРЕВ окончил художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина (1966), театральное училище имени Б.В.Щукина (1971). 

 Оригинальный художник-портретист, талантливый прозаик Богатырев обладал способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия.

 

 

Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Тогда, в 80-е, трудно было представить, что жизнь известного человека может быть тяжелой и страшной.

 

 

"Современник"

 

 

По окончании в 1971 году Щукинского училища Юрий Богатырев был принят в Московский театр "Современник", где проработал до 1977 года.

 

 

Вспоминает Виталий Вульф: "Я помню Юру, когда он пришел в "Современник", это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В "Современнике" его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром.

 

 

Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. .Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично".

 

 

Кино

 

 

В кино дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты Михалкова "Спокойный день в конце войны".

 

 

Известность к актеру пришла после знаменитого "вестерна" Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974). Действие этого фильма происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова.

 

 

Лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно Никиты Михалкова. Это - Серж Войницев ("Неоконченная пьеса для механического пианино" - 1976), Штольц ("Несколько дней из жизни И. И. Обломова" - 1979), Стасик ("Родня" - 1981).

 

 

В 1976 г он снялся в телесериале Е.Карелова "Два капитана" в роли Ромашова.

 

 

Одна из последних работ Юрия Богатырева - костюмная лента "Дон Сезар де Базан", в которой также снялся великолепный актерский ансамбль - Михаил Боярский, Анна Самохина, Игорь Дмитриев, Михаил Светин.

 

 

 

С Марианной Вертинской

С Ийей Саввиной

Художник Богатырев

 

 

Рисовал свои картины Юрий Богатырев на общей кухне. На плите варились обеды, а он располагался с кистями, красками здесь же. Мог рисовать, одновременно разговаривать с соседями, травить анекдоты. Портреты, шаржи на коллег от такой непринужденности только выигрывали: артисты вставали в очередь, чтобы Богатырев их нарисовал. Богатырев умел уловить самую суть Артиста. Свои работы художник щедро раздаривал - они в коллекциях самых известных "звезд" кино и театра. Но не меньше их осталось у самого портретиста - более ста. В 1989 году Юрий Богатырев готовил первую в своей жизни персональную выставку. Она должна была открыться в Москве 6 февраля. Но судьба распорядилась иначе. В этот день состоялись его похороны.

 

 

После смерти артиста его двоюродная сестра Татьяна Томницкая организовала турне картин по стране с тем, чтобы собрать деньги на изготовление памятника Юрию Богатыреву.

 

 

"Он был великий русский артист", - писал Никита Михалков о своем друге Юрии Богатыреве. То, что он был еще и ярким художником, мы, зрители, узнали только после его смерти.

 

 

"Ни в коей мере я не претендую на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихом к портрету артиста", - писал сам Юрий Богатырев. Он всегда преуменьшал свои таланты. И драматический, и рисовальщика. До поступления в "щукинское" он три года отучился в художественно-промышленном училище, оформил несколько спектаклей. Среди них "Пять вечеров", "Нос", "Пышка". Но портреты, шаржи и композиции на темы литературных и драматических произведений видели лишь немногие друзья в его маленькой квартирке. До получения первого звания - заслуженного артиста - Богатырев жил в театральном общежитии. У него почти не было условий, но он рисовал всегда, когда не был занят в театре или на съемках. Писал свои работы на кухне, среди суеты, и часто просто отдавал их соседям. Юрий Богатырев был очень щедрым, добрым и талантливым человеком. Слишком талантливым, чтобы быть только актером.

 

 

И он выстраивал пространство своей души в акварелях и графике. У всех его персонажей - будь то реальный Леонид Филатов, Ольга из "Трех сестер" или пушкинский Герман - одинаково грустные глаза. В них есть что-то от автора и его неповторимого взгляда. Вертикальность силуэтов - - вечная устремленность к идеалу самого Богатырева. Необычайная яркость красок - цветной мир театральных кулис. Юрий Богатырев и в картинах остался прежде всего актером - он примеряет на себя маски своих героев с любовью и нежностью. "Мне же их всех жалко!" - говорил он о своих персонажах, известных и успешных Никите Михалкове, Валентине Гафте, Анастасии Вертинской, Елене Соловей и других. У него было очень внимательное и доброе сердце. И оно не выдержало - в сорок один год. 

 

 

Выставка Юрия Богатырева объехала почти всю Россию, собрала пять книг отзывов.

 

 

Зависть

 

 

Вспоминает Нелли Игнатьева: "Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен".

 

 

С 1976 года Юрий Богатырев работал во МХАТе. То, с чем он там столкнулся - зависть, интриги, подлость и лицемерие - приводило его в ужас. Он даже иногда рыдал: "Я не могу, я не вынесу!".

 

 

Личная жизнь

 

 

Не лучше его дела обстояли и в личной жизни. Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно - пылко, страстно. Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова. На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства - светлые и чистые.

 

 

Елена Соловей, живущая нынче в США, вспоминает о нем с нежностью: "Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его "Юрочка". Он, как ребенок, легко обижался на ерунду. И как ребенок, быстро прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном".

 

 

Со Светланой Крючковой Богатырев познакомился в 1977 году на съемках "Объяснения в любви". В кадре им предстояло есть огромную баранью ногу. И запивать ее самогоном. На самом деле в стаканы налили воду, разбавленную молоком. Богатырев в то время придерживался вегетарианской диеты. И он патетически вопрошал: "Что это вы, Света, едите? Кого вы едите?" И доказывал, что это безнравственно.

 

 

Какие-то особо теплые чувства связывали его с Ией Саввиной. Они стали не просто коллегами, но друзьями, почти родственными душами - даже дни рождения у них совпадали. Правда, с разницей в десять лет - Саввина была старше. Они переписывались и старались этот день праздновать вместе. Именно гурманка Саввина отвадила Богатырева от вегетарианства. На съемках фильма "Открытая книга" Богатырев должен был обгладывать кость с кусками мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: я тебе покажу яблоко! ведь сразу видно - мясо ты ешь или яблочко! Юра сдался.

 

 

Семья.

 

 

Юрий Богатырев все-таки женился. Все случилось неожиданно. Соседка Богатырева по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложный жизненный переплет. После скандального развода с мужем-режиссером Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам ее должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья-соседи стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой.

 

 

В этот момент Надежда и познакомилась с Богатыревым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно.

 

 

Вспоминает Надежда Серая: "О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка - с ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари - жить втроем в крошечной комнате было бы невозможно. Все откладывали "на потом" - когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастет и мы подготовим ее морально. И маму подготовим. Вот-вот. Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь".

 

 

Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Надежды, и их отношения постепенно сошли на "нет". Своей маме, Татьяне Васильевне, Юрий Богатырев так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой.

 

 

Врачебная ошибка.

 

 

Жизнь замечательного актера Юрия Богатырева трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова.

 

 

Она вспоминает: "Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда там еще находились врачи "скорой помощи", причем в смятении - ведь они ошиблись. Я была в шоке: "Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?" Мне объяснили, что "друзья" решили, что лучше вызвать "скорую". Чем я могла бы помочь? Сейчас остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла что-то посоветовать врачам - ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал. По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером. Плюс, конечно, алкоголь.

 

 

 

Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя дочь, художница по костюмам, сшила темно-бордовый "обломовский" халат, а затем в мастерских театра его быстро "подстарили". И мы положили его к Юре в гроб - прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершенной жизни".

 

 

Мнения друзей

 

 

Елизавета Даль

 

 

Во время съемок "Отпуска в сентябре" Богатырев был частым гостем в семье Олега Даля.

 

 

   Он любил посидеть, послушать музыку, поговорить, поесть - Юра ведь жил холостяком, а у нас был налаженный быт, - вспоминает Елизавета Даль. - Моя мама любила покормить, и Юра с удовольствием поглощал цыплят табака. Тогда, в 1979-м, он был в хорошей форме - мощный, большой. Очень веселый, легкий в общении. Хотя бывал ироничным, мог съязвить. Все вместе мы ходили слушать "Арсенал", Лешу Козлова. Охлаждение произошло, когда Олег увидел Богатырева в юмористической программе по телевизору. На экране он, рыдая, читал "Я вас любил" Пушкина. Потом камера опустилась, и оказалось, что Богатырев режет лук. Олегу это не понравилось - у него было святое отношение к пушкинской поэзии.

 

 

Александр Адабашьян

 

 

   Я думаю, живопись для Юры была продолжением его профессии, - рассказывает Александр Адабашьян. - Он рисовал друзей, старушек на улице, чеховских персонажей. Любил гулять по арбатским переулкам и потрясал меня знанием этих мест. У Юры ведь долгое время была красногорская прописка, ему не полагалось общежитие. Поэтому он жил у однокурсника Кости Райкина, а потом переехал ко мне. Юра был человеком детских реакций: легко обижался, легко мирился.

 

 

   Мы познакомились с Юрой на дипломной работе Никиты Михалкова. Вольно-невольно много общались, а потом выяснилось, что Юра увлекается живописью. Мы вместе ходили на выставки, одно время Юра даже жил у меня дома. От комплекса "приживалы" придумал себе, что обожает мыть посуду. Когда к родителям приходили гости, умолял маму: "Ничего не трогайте! Я приду и все перемою!" Никогда не возвращался домой с пустыми руками: то булочки калорийные приносил, то пакетик сушек. Очень трогателен был в общежитии.

 

 

     С людьми Юра сходился не сразу. Был сначала ершист, боялся, что его не воспримут, и делал вид, вроде бы оно ему и не очень-то надо. Но стоило человеку отнестись к нему доброжелательно, он сразу "влюблялся". Когда он, работая в "Современнике", "влюбился" в Галину Борисовну Волчек, то каждое утро мыл ей машину. Весь театр думал, что это подхалимаж. Но Юра мог так же "влюбиться" в билетершу, роли не играло, и тогда тоже дошло бы до мытья полов и ухаживания.

 

 

     В Юре было много детского, и когда он напускал на себя серьезность, это все равно прорывалось. Однажды он пригласил меня на спектакль, я не смог зайти к нему за кулисы и позвонил на следующий день. Юра сухо буркнул: "Да, узнал. Что ты хочешь? Говори быстрее, у меня нет времени!" - "Ты играл потрясающе, замечательно!" - "Серьезно? Знаешь, а вот этот кусок я хотел сделать так... А что ты сейчас делаешь? Приезжай, поговорим". Юра тут же все забыл, никак не пытаясь оправдать свою холодность в начале разговора. Разве можно было на это обижаться?

 

 

Никита Михалков:

 

 

     Впервые я увидел Юру в спектакле Щукинского училища "Подросток". Это было время показа дипломных работ, и тогда многие театралы ходили специально "на Богатырева" в роли Версилова.

 

 

     В Юре было необычное переплетение: с одной стороны - мощный, выше всех на голову, шире всех в плечах, а с другой - такой доверчивый, трогательно ранимый. Однажды, будучи уже знаменитым артистом, он мне звонит и говорит: "Ты можешь себе представить, Никитушка, я стою в очереди в магазине, и никто меня не узнает! Ведь сейчас идет на экране фильм "Два капитана"! Я уж крутился, вертелся, всем показывался и так отстоял всю очередь неузнанным".

 

 

  Удивительное соединение внутренних и внешних данных давало Юре возможность быть любым. Есть замечательные артисты, но они приговорены своей фактурой играть одно и то же. Юра мог играть и в вестерне - сильного, могучего супермена, коим он, кстати, не являлся (помню, на репетиции фильма "Свой среди чужих..." я заметил, что он кулак складывает как-то по-женски). А мог столь же убедительно быть неуклюжим Войницевым ("Неоконченная пьеса для механического пианино") или практичным Штольцем ("Несколько дней из жизни И.И. Обломова").

 

 

     Юра многое придумывал для своих героев. Мы долго не могли найти внешний рисунок роли Войницева, и однажды Юра сказал: "А что если у него плоскостопие?" И тут же, поджав в ботинках пальцы, прошелся по комнате. Это было очень смешно, а главное - точно. Как ни странно, походка сразу сделала характер живым.

 

 

     При своей дородности Юра казался необыкновенно легким, было ощущение, что он очень спортивен, хотя никогда не занимался спортом. И это ощущение подтвердилось во время съемок фильма "Свой среди чужих...", когда Юра, первый раз сев на коня, после двух уроков поскакал на диком жеребце по горным дорогам Чечни наравне со мной (а я вырос на конном заводе, с 9 лет на лошади). Отсутствие опыта абсолютно лишало его чувства страха. Ничто не могло остановить его от прыжка с высокого обрыва в реку без дублера. Когда Юра очутился в воде, их с Костей Райкиным потащило по течению, мы не успели оглянуться, как они исчезли за поворотом. Выловили их только через два с половиной километра, из такой бурной реки самим было выбраться невозможно.

 

 

     Мало кто знает, что роль генерала в "Сибирском цирюльнике" была написана для Юры. Когда я читал ему сценарий, он хохотал, хлопал "верхними ногами" (так мы называли его руки), мечтал ее сыграть...

 

 

     В последнее время Юра жаловался, что приходится много играть в театре, да еще репетиции, гастроли, а он плохо себя чувствует. Но, к сожалению, к этим жалобам мало кто относился всерьез. Глядя на этого огромного человека, нельзя было даже представить, что он может заболеть!

 

 

  Юра - человек возрожденческого дарования: очень музыкальный, способный живописец, он мог быть певцом, дирижером, иллюстратором. Но стал великим русским артистом со всеми вытекающими отсюда удобствами и неудобствами. Окружающие относились к нему, как к ребенку, - нежно, с улыбкой, иногда со снисхождением, что, может быть, и неправильно. Сожалею, что он мало слышал добрых слов, которых, несомненно, заслуживал. Но это уже вечная наша русская болезнь - любить потом

 

 

 Елена Соловей:

 

 

     Есть на этой земле родственные души, и, мне кажется, мы с Юрочкой были таковыми.

     Может быть, потому, что одногодки и родились под одним знаком Зодиака. Возможно, потому, что наши первые большие роли связаны с именем одного и того же режиссера, которого мы любили и которому многим обязаны. А скорее всего потому, что в удивительном мире, который называется "кино", мы часто проживали совместную жизнь - в "Рабе любви", "Неоконченной пьесе...", "Открытой книге", "Доченьке".

Олег Табаков и Елена Соловей с Юрием Богатыревым

 

     Думаю о нем всегда с нежностью. Юрочка был душевно хрупким человеком, впечатлительным, незащищенным. Добрейшая душа - всегда всем помогал, обо всех заботился. Хотя, наверное, сам нуждался в помощи и заботе больше других. В жизни грубой и прозаической он был слаб и по-детски беспомощен.

 

 

     Его страсть, сила принадлежали искусству - там он был решительным и мужественным.

     Люблю все его роли, так не похожие на него самого. Юра умер рано, невозможно рано, так не хватает его звонков и наших встреч в моем ленинградском доме, где его всегда ждали и любили.

 

 

     Я храню две вещи, подаренные мне Юрой, - мой портрет, им написанный, и его фотографию в роли Андрея Штольца из фильма "Несколько дней из жизни И.И. Обломова". Он там такой смешной - взрослый ребенок в гимназическом башлыке. Юрочка.

 

 

Фильмография: 

 

 

  • 1970 Спокойный день в конце войны

     

  • 1974 Свой среди чужих, чужой среди своих

     

  • 1974 Таня

     

  • 1975 Раба любви

     

  • 1975 Там, за горизонтом

     

  • 1976 Два капитана

     

  • 1976 Мартин Иден

     

  • 1976 Неоконченная пьеса для механического пианино

     

  • 1977 Объяснение в любви

     

  • 1978 Двенадцатая ночь

     

  • 1979 Несколько дней из жизни И. И. Обломова

     

  • 1979 Отпуск в сентябре

     

  • 1979 Последняя охота

     

  • 1980 Глубокие родственники

     

  • 1980 Мой папа - идеалист

     

  • 1981 Две строчки мелким шрифтом

     

  • 1981 И с вами снова я...

     

  • 1981 Родня

     

  • 1982 Время для размышлений

     

  • 1982 Нежданно-негаданно

     

  • 1983 Где-то в губернском саду

     

  • 1983 Карантин

     

  • 1983 Уникум

     

  • 1984 Злой мальчик

     

  • 1984 Мертвые души

     

  • 1984 Чужая жена и муж под кроватью

     

  • 1987 Доченька

     

  • 1987 Кувырок через голову

     

  • 1987 Очи черные

     

  • 1987 Первая встреча, последняя встреча

     

  • 1988 Полет птицы

     

  • 1988 Презумпция невиновности

     

  • 1989 Дон Сезар де Базан

2 марта 1947 (Рига)  -  2 февраля 1989 (Москва)

 

 

 

Светлая Память Таланту и Человеку!

 

 

Андрей Гончаров

Комментариев нет:

Отправить комментарий