суббота, 31 января 2009 г.

Фотография

Отдаю еще предновогодние долги с заданными темами.

Фотография для меня - это, прежде всего, история. Запечатленный момент. И совершенно неважно, что это будет - ситуация, интересная мимика, или просто спокойный пейзаж.

Но не всякий запечатленный момент производит на меня впечатление. Все-таки фотография - это искусство, но не любой снимок является искусством, хотя любой снимок (бесспорно) запечатлевает момент.

Для того, чтобы кадр являлся удачным, важно, чтобы в нем присутствовали: настроение, мастерство и (чуть-чуть) приукрашивание.

Настроение является важнейшим элементом снимка. Я вижу, как спасатель выносит кошку из горящего здания, и чувствую ее страх.

Неизвестный мне автор

Я вижу, как дети жмутся к матери, а она не чувствует это, и только хмурит лоб - у нее семь детей, муж умер, им нечем питаться.

"Мать переселенцев", Доротея Ланж, 1936

Я вижу, как молодой моряк празднует победу. А у девушки настолько безукоризненно белые чулки, что устоять невозможно.

"День Победы, Таймс-сквер, 1945 год" или "Поцелуй", Альфред Эйзенштадт, 1945

Или, например, гений XX века.

"Эйнштейн, показывающий язык", Артур Сэйсс, 1951

Это все - моменты. Это все - настроения. Чувства. Ощущения.

Затем фотографу необходимо мастерство, приходящее с опытом. Возможно, ты закончил фотошколу. Возможно, ты с детства знаком с "Зенитом" и сразу можешь определить необходимую выдержку. А возможно, у тебя всего лишь цифровая мыльница и нет никакого представления ни о светочувствительности, ни о композиции, ни о правилах съемки. И не надо, если снимки у тебя получаются.

Снимать можно чем угодно (недавно в Нью-Йорке устроили выставку работ Мирослава Тихого, чеха, который сделал себе фотоаппарат буквально из того, что в ближайшей помойке завалялось). Даже камерой мобильного телефона. Главное - точно знать, что ты хочешь снять и что ты хочешь получить на снимке. Тогда все получится.

Какой снимок вам нравится больше?

Здесь я хочу сделать небольшое отступление, касающееся теории фотографии. Недавно в санкт-петербургском государственном университете кино и телевидения был проведено интересное исследование по композиции снимка, которое имело целью выявить, насколько реальным (то есть, рабочим) является тот или иной закон композиции, придуманный много лет назад.

Результаты были крайне интересны. Оказалось, что множество законов композиции не воспринимаются большинством зрителей так, как это написано было мэтрами в учебниках. Например, многократно ругаемый "пьяный горизонт" (это когда линия горизонта располагается не строго горизонтально, а под углом) нормально воспринимался примерно половиной опрошенных. Закон же так называемого "золотого сечения" (правило одной трети) не воспринимается зрителями как правило вообще.

Те же правила, которые подтвердило исследование, вытекают из особенностей нашего зрения: восприятие кривых, эффект "тоннеля", инвариация, и т.д.

Иными словами, исследование подтвердило: для того, чтобы снимок был понятен большинству людей, нужно подходить проще к его созданию. Проще, понимаете? Ценна естественность. А естественность и есть высшее мастерство. Это новички бывают напыщенны и вымученны (все мы помним фанфики с мэри-сью), а настоящие мастеры творят жизнь.

Итак, мы поговорили о настроении и мастерстве. Осталось последнее - приукрашивание.

Да, я не вижу ничего постыдного в том, чтобы пользоваться Фотошопом и сделать из изначально посредственного снимка что-то интересное. А вы что подумали?

И последнее, что я хочу сказать. Разумеется, у каждого мастера (или пока подмастерья) есть собственный стиль, собственная тема и собственные предпочтения. Например, кто-то еще толком не умеет снимать, но уже знает, что хочет быть спортивным фотокорром. Кто-то, как Мирослав Тихий, бывший художник-импрессионист, собирает фотоаппарат на свалке и продолжает живописать женщин - только уже не кистью, а через оптику и игру со светом. Кто-то снимает крыши. Или людей в прыжке. Есть и такие, как безумный и гениальный Дэвид Ла Шапелль, который снимает знаменитостей в причудливых сценах, в причудливом гриме и причудливых костюмах.

А я люблю спокойствие - во всех проявлениях. Закатный лес. Берег реки. Туман над горами. Ночной Эрмитаж. Фонари на улицах.

Мне очень близко то, что делает Эдуардо Эрнандес: http://www.etoday.ru/2009/01/eduardo-hernandez.php

Это спокойствие. Это монументальность. Полное отсутствие изменчивости. Гармония всех деталей. Надежность момента.

На его фотографии можно смотреть долго и думать о своем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий