четверг, 19 марта 2009 г.

Психологическое.. Это незаконченная статья, буду дополнять по мере поступления ...



Пролог

"Цвет кожи. Порой я почти уверен, что зеленый.

Мало ли, кому что кажется."

(Макс Фрай)

До недавнего времени, в нашей стране уделялось не так много внимания сфере человеческой психики.

В частности своей единой теории личности в СССР поначалу не существовало.

Ощущение иногда такое, что изучали в основном зверюшек. Прямо докторы Айболиты и Павловы вокруг.

Но вот, благодаря усилиям одного известного психолога, доктора психологических наук (Л. Н. Собчик) в нашей стране появилась теория ведущих тенденций.

В чем же она заключается? Объясню, как могу  "Не стреляйте в пианиста - он играет как умеет!"

Личность каждого человека состояит как бы из трех "этажей"

"А меня Вы можете называть просто Зигги. Зигмунд Фрейд"Для большей красоты, могу сказать, что личность напоминает собой дерево, имеющее соответственно еорневую систему, ствол и крону.

1й уровень (корни):  "Я бессознательное" -  неосознаваемый уровень самосознания. То, что мы не видим и не осознаем, нечто недоступное нашему взору. Задается эта составляющая еще до рождения. Собственно это наши гены, переданные от родителей, прародителей и прочих пра... На этом уровне поселились и проявляют себя наши инстинкты, базовые потребности, влечения, эмоции (о них в следующей статье). По сути бессознательное является самым сильным нашим "управленцем", так же как инстинкт самосохранения является самым сильным его компонентом.

2й уровень (ствол): "Я реальное" - уровень обективно-осознаваемый нами. Это то, какие мы есть на самом деле.  Реальное Я формируется в своеобразных "тисках". Снизу на него "давит" "Я бессознательное", "сверху" же прессингует "Я идеальное".

И наконец 3й уровень (крона): "Я идеальное"- субъективно-установочный уровень самосознания. Это то, какими бы мы хотели (мечтаем) стать, чему соответствовать, наши представления о себе идеальном ("лучшим", чем мы есть на самом деле). Наше "Я-Идельное" сформировано воспитывающим воздействием социализации (влиянием среды среды, в которой мы взрослели (воспитание и реакции на нас и наше поведение родителей, знакомых и друзей, учителей, авторитетов и т.д.) и которая нас окружает). Это  социальный контроль, запреты ("это нельзя", "это плохо", "это некрасиво" и т.д.) и мнения других о нас, которые раньше нам доносились извне и в последствии "вросли в нас". 

"Я-Идеальное" - это тот "внешняя" личность, которую мы демонстрируем другим, какими мы хотим им показаться (какими выглядеть в их глазах). Достигается это путем контроля нашего сознания над нашим поведением, который мы осуществляем в нормальной, не стрессовой для нас ситуации (нрубо говоря "Я идеальное" говорит машинисту "Я реальное" куда рулить, а тот в свою очередь управляет или думает, что управляет машиной "Я бессознательное". Правда если в машине что то нежданно ломается, ну скажем камень на дороге пробивает где-то дыру, тряхнуло, и "Я идеальное" удачно прикусило язык, то машина ведет себя непредсказуемо, вырываясь из-под контроля).

Каждое дерево не стоит и не растет просто так, само по себе. Поэтому Все части нашего дерева (или три этажа), нашей психологии пронизывают "соки",  берущиеся из Земли корнями, "ведущие тенденции" нашего темперамента - всего их восемь (так как они своебразно дополняют и противостоят друг другу, приведем их парно): "интроверсия - экстраверсия ", "тревожность - агрессивность ", "сензитивность - спонтанность ", "эмотивность - ригидность ". И каждая из них выражена у отдельно взятого человека с разной силой.

Справедливости ради следует заметить, что подвергнуть какой-либо коррекции (изменению)  то, что нам дано изначально, мы можем лишь в незначительной степени. Соотношение между тем, что неизменно в течение жизни и тем, что можно изменить составляет ориентировочно 70% на 30%

Уникальное сочетание силы каждой тенденции создает неповторимый "рисунок" паттерн личности

каждого человека, определяя наш темперамент, наш характер, то, как мы воспринимаем, обрабатываем и относимся к той или иной информации, то как мы эмоционально переживаем события в нашей жизни, наши мотивы, потребности, интересы, ценности, склонность  к той или иной сфере деятельности, а также и склонность к тем или иным видам психологических "отклонений".

Комментариев нет:

Отправить комментарий