Скульптор М., выслушав пассаж из новой повести писателя Т., где основным действующим лицом является супржеская измена жена героя повести - тоже писателя, сказал: "Ну, если он о своей семье пишет, то он-то и сам ангелом не был." А потом добавил: "И сейчас не ангел". А я промолчал.
Но подумал в очередной раз, что жизнеописания творческих личностей наводят на мысль о некоторой ультра-подверженности оных к сердечным переживаниям. Пушкин ли, Лермонтов ли, Есенин ли; Маяковский, Галич, Бонапарт; весь сонм творческих работников театра и кино, Мария Стуарт у Цвейга, художник у Мопассана и актриса у Моема - их всех бросает, колбасит как может, от увлечения к увлечению, сводя на нет все доводы рассудка и какие бы то ни было обязательства, чтобы в перерывах превратиться в стихи или другую, близкую им форму творчества. Управление государством там... Кстати, творческие люди создают империи и корпорации. Пишут законы. Нет? Законы написаны сухими закосневшими неизвестно кем, без проблеска свободой творческой мысли или воображения? Возможно, после многомесячного обсуждения и переписи изначальной задумки, там от свободной мысли и творческой фантазии уже ничего не остаётся. Возможно. Тогда надо следить за моментом придумывания и процессом обсуждения - видимо, весь творческий процесс там. Потому что живёт только творческое. Насколько законы остаются живыми по окончательном утверждении действительно вопрос. Но мы отвлеклись.
Творчество требует во-первых, "альтернативного состояния сознания", и, во-вторых, умения отложить решение повседневных бытовых проблем на некоторое время.
Термин первого пункта взят из учебника по шаманству, и призван определить то состояние сознания, которое позволяет человеку видеть мир иначе. Например, "увидеть" болезнь пациента (в случае шамана) - почувствовать где что не так, и найти способ исправить. Или ощутить себя неким проводящим каналом, по одну сторону которого - миллиарды миллиардов чувств и слов, а по другую - ручка и бумага, на которую можно перенести часть их, в соответствии с поставленной целью или непоставленным душевным состоянием. К слову: там, где миллиарды чувст и слов - там же живут способы вылечить из первого примера.
А влюблённый - он там оказывается легче, чем не влюблённый. Это одна из характеристик состояния влюблённости - альтернативное состояние сознания. Мир кажется другим, чем когда смотришь на мир и ни в кого не влюблён.
У Саши Чёрного заключительная строчка в стихитворении о весне звучит как "В кого б влюбиться, чёрт возьми!" Как будто человек, который видит мир уже в таком призрачном нереальном свете нужно найти этому оправдание - а влюблённость есть лучшее оправдание, какое только может быть. Это, кстати, интересно. Можно предположить, что наши творческие личности (каковой может быть и есть любой человек) сначала оказываются в этом альтернативном состоянии сознания, или постоянно там пребывают - а для "оправдания" этого взгляда на мир, и состояния своего _ потому что ну ведь ненормально же - влюбляются подряд, в разных людей, обычно с высокой степенью интенсивности страстей. Чем накал больше, тем выход ко всем этим словам, чувствам, способам вылечить - тем он шире: этот выход, этот канал.
А теперь про во-вторых: научившийся менять состояние сознания и не ищущий себе оправдания - об этом уже писали в разных научных изданиях. Но если ты камер-юнкер, то у тебя наверняка много обязанностей. А тем паче, если ты император. Даже если ты художник, когда-то надо и стирать, и за хлебом ходить. А вот если ты влюблённый камер-юнкер, то на обязанности можно положить с прибором. Разрешить себе не ходить за хлебом, а рисовать - влюблённый художник сможет легко, а невлюблённый - не всегда. Легче жить, если ты влюблён - не нужно перед собой оправдываться. Вот и опять получается, что влюблённость позволяет заниаматься творческим процессом с меньшим количеством помех.
Плюс еще тот, что влюблённый творит для объекта своей любви - будь это для того, чтобы объект прочитал, или что-то, что объект не в коем случае не должен никогда увидеть.
А вы говорите "не ангел". Может, они, ангелы, именно такие и есть.
среда, 14 января 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий