River меня в свое время попросила написать статью по ГП, какую-нибудь. И вот я написала :-) Большое спасибо tatly за ценные замечания по тексту.
Предупреждение один: цитаты приведены на английском, без перевода
Предупреждение два: очень много букв
Ни для кого не секрет, что эпопея Дж. К. Роулинг, написанная на стыке самых разных жанров, не в последнюю очередь является романом воспитания. Но интересно то, что в своем семикнижье писательница уделила внимание не только воспитанию главного героя и двух его лучших друзей, - под прицел ее внимания попало и несколько персонажей второго плана. Пусть пунктирно, штрихами, но достаточно четко и последовательно нам показывают, как развиваются и формируются их характеры в самый, пожалуй, ответственный период становления личности. И ярче всего ей удалось показать это становление на примере двух персонажей - тихого и робкого гриффиндорца Невилла Лонгботтома (в самом определении "тихий и робкий гриффиндорец" на первый взгляд прячется оксюморон, о котором мы поговорим позже) и главного школьного врага Гарри, слизеринца Драко Малфоя. Но Драко - предмет отдельного разговора, а распылять свое внимание мне бы не хотелось. Итак, речь в этом очерке пойдет о Невилле.
Развиваясь на периферии в течение всей серии, периодически его сюжетная линия выходит на передний план - и дарит поттериане такие сильнейшие по эмоциональному воздействию сцены, как эпизод в больнице Святого Мунго, который сложно читать без слез на глазах (лично мне - не удается), или финальное противостояние Невилла и Волдеморта и отрубание головы Нагини.
Да, безусловно, автор не может уделять столько же внимания демонстрации развития и формирования личности второстепенного персонажа, как своему протагонисту, однако же помечать поворотные вехи она не забывает. Если читать книги внимательно, можно заметить, что почти во всех есть по крайней мере одна ключевая сцена с участием Невилла, и по ним можно проследить, как формируется его характер.
В первой книге эта сцена ближе к финалу, когда Невилл пытается воспрепятствовать трио выйти на ночь глядя из гриффиндорской гостиной. В третьей - знаменитый урок с боггартом, в ходе которого Невилл сражается со своим страхом - и побеждает его. В четвертой - урок у Муди, впервые приоткрывший бездну личной трагедии, с которой Невиллу приходится жить каждый день. Персонаж, до сего момента - просто милый, хороший, неуклюжий мальчик, к которому окружающие в лучшем случае относятся с добродушным снисхождением (тот же Гарри), а в худшем - с нескрываемым презрением, - впервые предстает перед читателем как трагический герой. Пятая книга вообще щедра на внимание к этому персонажу. В ней мы видим уже не мальчика - а, хоть еще и не мужа, но стремительно мужающего подростка. Пунктиром проходит линия значительных успехов Невилла на занятиях Армии Дамблдора, нельзя не отметить сцену, в которой Невилл отчаянно набрасывается на Малфоя, Крэбба и Гойла перед уроком зельеварения; совершенно выворачивает душу уже упомянутая сцена в больнице Святого Мунго; наконец, кульминация книги - сражение в Отделе Тайн, в котором Невилл борется на равных, демонстрируя стойкость, мужество и владение боевой магией, которую он освоил на уроках Армии Дамблдора. В шестой книге Невиллу уделено не так много внимания, но в ней достаточно интересно отследить изменение его взаимоотношений с бабушкой и получение первой в жизни похвалы от декана его факультета. Ну, и седьмая - звездный час Невилла, к которому нас неуклонно подводят предыдущие шесть.
Давайте же рассмотрим как эти ключевые, так и более второстепенные моменты, раскрывающие этого героя, подробнее. Двигаться будем в самой простой и логичной - хронологической - последовательности, от первого курса до седьмого.
Первый курс
Впервые Невилл появляется в поттериане в шестой главе, на платформе вокзала Кингс-Кросс, и не один, а с жабой и бабушкой. Мы тут же узнаем, что у мальчика круглое лицо, что он растяпа (собственную жабу потерял!) и что бабушка к подобным его качествам относится не слишком, мягко говоря, положительно ('Oh, Neville,' he heard the old woman sigh.) Да, вот - заодно и имя узнаем. Имя, кстати, достаточно старомодное - это примерно как Федор или Захар для поколения 70-х годов в Советском Союзе. Ну, и чисто по звучанию - в нем нет раскатистого "р", которое обычно придает мужскому имени энергию и мужественность, нет твердых и звонких "д", "г" - оно звучит мягко, округло и безобидно и ассоциируется с каким-то растянутым старушечьим жакетом. В общем, с самого начала автор намекает читателям на то, что этот персонаж звезд с неба хватать не будет и в первые парни на курсе вряд ли выбьется.
Поезд отправляется от вокзала, Невилл появляется снова - чтобы послужить на этот раз поводом для знакомства Гарри и Рона с Гермионой. И опять нелепость - жаба продолжает пропадать, и возникает мысль: "Да что за жалкий мальчишка!"
К церемонии сортировки у читателей уже не остается сомнений, что этот герой просто-таки тащит за собой шлейф глупых и нелепых ситуаций, в которых он выставляет себя на посмешище, - после того как тот, хоть и получив распределение после долгих размышлений Шляпы на факультет самых храбрых, вскакивает с табуретки, позабыв снять этот самый головной убор, чем вызывает всеобщий хохот в зале.
Далее происходит очень интересный разговор, в котором Невилл рассказывает о своем детстве - о том, как все считали его сквибом, и родственники изо всех сил пытались устроить ему стрессовые ситуации, чтобы вызвать магические способности, и у их до поры до времени ничего не получалось. Интересен этот разговор сразу двумя моментами. Во-первых, абсолютно никто не заставлял рассказывать Невилла об этом. Он ведь не мог не знать, что таким образом выставляет себя перед однокурсниками не в самом лучшем свете - опять-таки, смешным и жалким. Но Невилл - человек, который не боится признавать свои слабости и не озлобляется, когда над ним смеются. В слабости кроется его сила. Он честно рассказывает о себе, не пытаясь приврать и приукрасить действительность. Другой момент - то, что нам изначально дают понять, в чем могут крыться основные проблемы Невилла. На момент поступления в Хогвартс он крайне неуверен в себе, считает себя практически сквибом (об этом он говорит и во второй книге, когда боится, что на него распространится гнев "наследника Слизерина", открывшего Тайную комнату). Но дальнейшее развитие событий показывает, что характеристика "практически сквиб" совершенно не соответствует действительности. У Невилла нормальные магические способности (в некоторых областях - значительно выше среднего), а отстает он в тех предметах, где преподаватели относятся к нему неодобрительно, оказывают давление, подвергают стрессу (в первую очередь - конечно же, Снейп, в меньшей степени - МакГонагалл). Собственно, та же ситуация, что с его дядей Элджи, который мечтал в детстве выявить в нем магические способности. Если бы родственники так не давили и не жали (во главе с авторитарной бабушкой) - кто знает, каким бы Невилл приехал в Хогвартс. Но определенно не таким неуверенным в себе мальчишкой с крайне заниженной самооценкой.
Чтобы не возвращаться позже, сразу хочу закрыть тему учебы Невилла. Учиться ему мешало, помимо резко негативного отношения одного из учителей и давления с его стороны, о чем я говорила выше, еще два фактора: плохая память и слабая координация движений. Вспомним первый урок полетов на метле - ведь он взлетел, просто не рассчитал силу толчка и потерял в результате управление. То же самое - в описании урока чар на четвертом курсе, когда он постоянно промахивается и запускает в полет не только предназначенные для этого легкие, но и тяжелые предметы, в том числе и самого профессора Флитвика. Автор показывает нам, что недостатка в самой магии у Невилла нет - просто он до поры до времени не может грамотно и в нужном направлении ее распределять. Впрочем, на пятом курсе, после усиленных занятий в Армии Дамблдора, эта проблема решается. Заклинания Невилл стал делать грамотно и четко и направлять их куда надо. Недаром и по ЗОТС, и по чарам на СОВах он в итоге получил Exeeds Expectations - очень высокую оценку! Но самый любимый предмет Невилла; предмет, в котором он добивается наибольших успехов, - это, конечно же, гербология. И вот тут интересно, что плохая память, не раз подводившая Невилла во множестве бытовых моментов, совершенно не касается любимого занятия. Можно себе представить, сколько длинных и сложных названий растений нужно выучить, чтобы ориентироваться в этом предмете. Есть ли у Невилла с этим проблемы? Абсолютно никаких. Характерна сценка в пятой книге, когда Невилл радуется, что паролем входа в Гриффиндорскую гостиную сделали название подаренного ему растения Mimblus Mimbletonia. Можно сделать вывод, что память Невилла плоха не сама по себе, - она хромает, когда речь идет о каких-то бессмысленных для него вещах (вроде паролей в гостиную), но прекрасно работает, когда дело доходит до того, что его действительно интересует. Можно с уверенностью говорить о том, что и зельевар из него получился бы отменный - с его-то познаниями в магических растениях, - если бы ему больше повезло с преподавателем. Но получилось так, как получилось, - увы.
Но вернемся к первому курсу. Невилл попал в Гриффиндор, но ему, с его заниженной самооценкой, постоянно кажется, что попал он в факультет смельчаков по какой-то досадной ошибке, что Шляпа была к нему слишком щедра, что он недостоин. И автор поначалу, лукавя с читателями, словно приглашает их разделить это недоумение - и действительно, а почему такого тихоню и недотепу отправили не в Хаффлпафф, а в Гриффиндор? С главными героями он по ночному Хогвартсу бегал не из любви к приключениям, а только потому, что пароль в очередной раз забыть угораздило; а потом еще и Малфою попался под legs-lock curse, - ну просто тюфяк и увалень какой-то. И все же еще до финала автор подсказывает наиболее проницательным - тем, кто умеет смотреть в корень, - что не так все просто. Кто его просил, допустим, выйти ночью на поиски Гарри и друзей, чтобы предупредить их о кознях Малфоя? Кто заставил его лезть в драку во время квиддичного матча - одного на двоих бугаев, Крэбба и Гойла? Да, Невилл - тихий и робкий гриффиндорец, и все же это не оксюморон, потому что, будучи тихим и робким, каждый раз, в самый решающий момент, он собирает в кулак мужество и отвагу - и делает то, что должно.
И, наконец, подытоживает вопрос о правомерности распределения Невилла в Гриффидор Дамблдор в своей знаменитой фразе на прощальном пиру: "There are all kinds of courage. It takes a great deal of bravery to stand up to our enemies, but just as much to stand up to your friends. I therefore award ten points to Mr. Neville Longbottom."
И ведь это не просто красивые слова. Дамблдор действительно понял, какое мужество понадобилось Невиллу, чтобы противостоять Гарри и его друзьям. Давайте вспомним, допустим, сцену в пятой книге у озера - и поведение Ремуса Люпина, тихонько читавшего книгу, потому что, как он сам признается в разговоре с Сириусом и Гарри, у него никогда не хватало "the guts to tell you I thought you were out of order". У него не хватало guts, у тихого, робкого и неуклюжего Невилла - хватило.
В этой ситуации Невилл ассоциируется у меня и с другим Мародером - Питером Петтигрю. Оба они не блистали в учебе (вспомним очень похожее отношение к обоим МакГонагалл), у обоих были проблемы с памятью (вспомним, как бедняга Питер не мог перечислить признаки оборотня, имея перед глазами живой экземпляр). Нет никаких сомнений в том, что Питер прибился к компании Мародеров по собственной инициативе - вряд ли его туда приглашали. У Невилла же шансов прибиться к трио было на протяжении первой книги множество. В конце концов, и Гермиона далеко не сразу образовала один из углов треугольника. В вышеупомянутой пробежке по ночному Хогвартсу и встрече с Пушком она еще не была подругой Рона и Гарри - но позже ей стала. Невилл тоже мог бы влиться в эту компанию, стать четвертым, но не сделал этого. Почему? Видимо, не захотел навязываться, подхалимничать, использовать в личных целях протекцию влиятельных и ярких друзей. Невилл выбрал независимость - и сопутствующее ей одиночество. Не с кем поделиться проблемами, некому поплакаться в жилетку, не с кем элементарно поговорить по душам. Горький выбор - но очень верный. Хотя других Невилл и не делал - внутренний этический компас не позволял.
Второй курс
Во второй книге автор практически выпускает из поля зрения Невилла, предпочитая вернуться к нему в третьей. Впрочем, несколько упоминаний о нем в книге есть - но они все достаточно эпизодичны. Невилл принимает участие в дуэльном клубе (и вполне успешно - в результате обмена заклинаниями и он, и Джастин Финч-Флетчли оказались на полу, т.е. заклинание обоих попало в цель); из него очередной раз делают посмешище - на этот раз пикси, поднявшие его за уши во время урока Гилдероя Локхарта; он продолжает считать себя почти сквибом и накупает различные охранные амулеты. Вот, в общем-то, и все. Перейдем к третьему году обучения, значительно более для него решающему и поворотному.
Третий курс
Автор весьма грамотно подводит нас к одному из самых главных уроков в жизни Невилла - если не самому главному. Речь идет, конечно, об уроке с боггартом. Триумфу Невилла на этом занятии предшествует, как и следует по законам жанра, урок-катастрофа в подземельях, у страшного и ужасного профессора Снейпа. Надо сказать, по моим субъективным ощущениям, именно на этом уроке профессор бьет все рекорды по отвратительности своего поведения - ни до, ни после на страницах эпопеи настолько по-садистски жестоко по отношению к ученикам он себя не ведет.
Longbottom, at the end of this lesson we will feed a few drops of this potion to your toad and see what happenes. Perhaps that will encourage you to do it properly.
Снейп угрожает протестировать зелье Невилла на его Треворе, прекрасно зная, что зелье тот запорол - и жаба может погибнуть. Если бы не помощь Гермионы - вполне вероятно, что на уроке у "любимого" профессора Невилл лишился бы домашнего животного. Для любого тринадцатилетнего ребенка подобная угроза чревата как минимум нервным срывом. Неудивительно, что боггарт Невилла принимает облик Снейпа - запугивать неуверенных в себе, неуклюжих мальчиков тот умеет прекрасно.
И в тот же день, благодаря другому преподавателю, Невиллу удается практически невозможное - во-первых, продемонстрировать себя в качестве отличного, делающего успехи ученика, и, во-вторых, справиться с самым большим страхом своей жизни. Люпин, прирожденный учитель, ненавязчиво и в то же время мастерски помогает ему достичь обеих целей. Первое - обозначает в разговоре с ходячим кошмаром Невилла, который, как известно, воспринимает его совершенно никчемным, бесталанным и тупым мальчишкой, свою уверенность в том, что у Невилла все получится. Второе - вызывает его в самом начале урока, так, чтобы все внимание учеников сконцентрировалось именно на нем, и находит нужные слова, чтобы вселить в Невилла уверенность и помочь ему справиться с заданием. И наконец, уже после успешного выполнения и восторга одноклассников, в самом конце занятия, закрепляет результат, приглашая Невилла окончательно разделаться с боггартом.
Интересны и изменения в психологическом состоянии Невилла на протяжении этого урока. В самом начале, после замечания Снейпа, он унижен и раздавлен. Когда его вызывает Люпин, он выходит, словно на виселицу. Затем, перед выполнением задания, он выглядит бледным и испуганным, однако закатывает рукава и выставляет палочку. И, наконец, приканчивая боггарта, Невилл решителен и уверен в себе - и задание выполняет блестяще.
Самое ценное, на мой взгляд, в этом занятии - то, что его результат явно оказался не кратковременным. Во-первых, единожды победив страх смехом, Невилл получил прекрасную возможность делать это и дальше. Уверена в том, что это не раз и не два выручало его в будущем на уроках у Снейпа (стоит только пририсовать в воображении грозному профессору старомодную шляпку, зеленое платье с кружевами и лисий воротник - и тот становится не таким уж грозным), а также, безусловно, помогло и непосредственно на занятиях защиты от темных сил - Невилл на протяжении всего дальнейшего времени обучения проявляет себя в этом предмете талантливым и успешным учеником.
Возможно, если бы книга была написана более примитивным и склонным к упрощению автором, с этого момента Невилл бы магическим образом изменился и навсегда расстался со своими рассеянностью, забывчивостью и неуклюжестью. Но книгу пишет хорошо разбирающийся в подростковой психологии реалист, который не верит в подобные чудеса. Да, Невилл с помощью Люпина совершил большой внутренний шаг вперед. Но это не сделало его ни блистательным учеником, ни центром притяжения всеобщего восхищенного внимания. Он по-прежнему допускает оплошности и периодически выставляет себя на посмешище. Кульминацией его незадачливости становится найденный Сириусом Блэком список паролей в гриффиндорскую гостиную. МакГонагалл в ярости, Невилл наказан, его не пускают в Хогсмид, он сталкивается в Хогвартсе с Гарри, и вот тут очень характерно отношение последнего. При всей его симпатии и явном расположении к Невиллу, тот к нему относится как к досадной помехе, которую нужно поскорее стряхнуть (в самом буквальном смысле: Harry managed to shake Neville off at the Fat Lady). Это не то что не приятельское - это прежде всего не уважительное отношение; понятно, что у Гарри была страшно важная и суперсекретная задача выбраться в Хогсмид в плаще-невидимке - но интересно, что ему даже в голову не пришло предложить Невиллу поучаствовать в этой вылазке. Тот для него все еще скучноватый и нелепый одноклассник, не заслуживающий особого внимания. Интересно проследить, как дальше отношение Гарри будет меняться - ведь учитывая то, что практически все повествование ведется его глазами, точка зрения протагониста здесь очень показательна.
Четвертый курс
"Гарри Поттер и кубок огня" - книга, в которой сгущаются тени; на ее страницах впервые происходит трагедия (все-таки смерть Лили и Джеймса была за пределами повествования; эта же книга с убийства начинается и убийством заканчивается). Вообще, вся атмосфера повествования в ней, хоть и по-прежнему согрета мягким юмором и трогательными подростковыми переживаниями, становится более мрачной и серьезной, этические проблемы более сложными - безо всяких скидок на возраст главных действующих лиц. Соответственно с общей линией повествования развивается и история Невилла - в ней приоткрывается трагическая глубина, и читатели впервые узнают страшную правду о его родителях и о том, с чем ему приходится жить.
Происходит это не сразу. Сначала мы можем только догадываться, что в прошлом (или настоящем) Невилла кроется какая-то драма. Впервые автор намекает на это при описании первого урока по защите от темных сил, когда лже-Муди демонстрирует на пауке Сrucio, а Невилл сидит, сжимая руками парту, his eyes wide and horrified.
И после урока он не может опомниться, отойти от ужаса и шока. Однако же, когда Гермиона спрашивает, все ли у него в порядке, он спешит ее заверить, что все хорошо и пытается перевести разговор на тему столовой. Невилл может позволить другим ребятам посмеяться над ним - и даже сам посмеется вместе с ними; чего он позволить не может - это чтобы смеялись над его родителями (а его самого жалели). Именно поэтому он никогда бы сам не рассказал о трагических обстоятельствах в своей жизни. Хотя. кто знает - возможно, и рассказал бы, если бы его об этом напрямую спросили. Но - нет, он одинок и не общается ни с кем из однокурсников по душам; никого не интересует, почему его воспитывает бабушка, никого вообще не интересует, чем он живет, о чем мечтает и от чего страдает.
Узнав страшную историю о родителях Невилла, Гарри потрясенно думает о том, что за все четыре года их знакомства даже не подозревал - даже не подумал о том, чтобы расспросить однокурсника и соседа по спальне. He had never known. never, in four years, bothered to find out. В отношении Гарри к Невиллу, безусловно, это один из самых существенных переломных моментов.
К счастью, в четвертой книге есть и не столь трагичные эпизоды, касающиеся Невилла. Очень хорошо подчеркиваются его таланты в гербологии ('Apparently, Professor Sprout told Professor Moody I'm really good at Herbolody,' Neville said. There was a faint note of pride in his voice that Harry had rarely heard before), а еще - он, как и все остальные, растет, начинает интересоваться девушками, приглашает на балл Гермиону - безуспешно, а затем Джинни. Пусть и оттаптывает бедняге ноги во время танца - ничего, координацию движений ему еще предстоит наработать.
Пятый курс
Пятая книга вообще достаточно невиллоцентрична - в ней немало моментов, причем ключевых, с участием Невилла. И неспроста - Роулинг в одном из интервью говорила, что именно на пятом курсе он впервые достигает больших успехов в чем-то помимо травологии и обретает определенную уверенность в своих силах. Впрочем, мы это можем и сами увидеть по тексту - без дополнительных пояснений автора.
Но начнем с начала. Впервые Невилл появляется в "Ордене Феникса" в главе "Луна Лавгуд". Нам очень четко дают понять, что трагические обстоятельства трагическими обстоятельствами, но нелепым тюфяком Невилл от этого быть не перестал (уж в глазах Гарри-то точно): In the very last carriage they met Neville Longbottom, Harry's fellow fifth-year Gryffindor, his round face shining with the effort of pulling his trunk along and maintaining a one-handed grip on his struggling toad, Travor. Итак, по-прежнему - пыхтит и пытается справиться с норовистой жабой. Не героический образ, определенно. Далее следует сцена с Мимблюсом Мимблетонией, соком которой Невилл залил Гарри, и мысли последнего после мимолетного заглядывания в купе Чо: He would have liked Cho to discover him sitting with a group of very good people laughing their heads off at a joke he had just told: he would not have chosen to be sitting with Neville and Loony Lovegood, clutching a toad and dripping in Stinksap.
Эта сцена (и мысли Гарри) будет блестяще запараллелена в шестой книге, но об этом - позже.
Итак, в качестве крутого приятеля, хохочущего над шутками Гарри, Невилл тому явно не годится, однако когда доходит до дела - в ситуации с Шеймусом, - прямая и безоговорочная поддержка Невилла вызывает у Гарри волну благодарности.
'We believe Harry,' said Neville simply.
Да, это вообще не в его стиле - громкие фразы и красивые жесты. Он simply констатирует факт - и свою преданность. И, конечно, Гарри не может это не оценить.
Далее - Армия Дамблдора. Первый На первом же уроке другие ученики красноречиво демонстрируют свое пренебрежение по отношению к Невиллу: как только Гарри предложил всем разбиться по парам, Невилл (как подчеркивается автором - predictably) остался без партнера. Ну, тут уж Гарри не сплоховал. Наверное, и тот самый урок с боггартом и педагогическое мастерство Люпина вспомнил - да и просто, сам по себе, понял, что должен прийти на выручку. Первая попытка - и первый успех: Невиллу удается разоружающее заклинание. Гарри - опять-таки, молодец, - не стал его расхолаживать и говорить, что в боевых условиях противника врасплох застать не удастся. И правильно сделал - мы же помним, что Невиллу для достижения успеха нужна уверенность в себе. Тут она появилась у него на первом же уроке - и дальше его успехи стали ошеломлять самого же учителя. Вот еще две цитаты - из разных временных отрезков.
Из главы The Eye of the Snake (изучение Армией Дамблдора заклинания Impedimenta):
Neville had improved beyond all recognition.
Из главы The Beetle at Bay:
.but in nobody was that improvement more pronounced than in Neville. The news of his parents' attackers' escape had brought a strange and even slightly alarming change in him. <.> In fact, Neville barely spoke during their DA meetings any more, but worked relentlessly on every new jinx and counter-course Harry taught them apparently indifferent to injuries or accidents and working harder than anyone else in the room. He was improving so fast it was quite unnerving and when Harry taught them the Shield Charm - a means of deflecting minor jinxes so they rebound upon the attacker - only Hermione mastered the charm faster than Neville.
Итак, мы видим крайне целеустремленного, без устали работающего и добивающегося огромных успехов человека. Причем не в относительном выражении (для него-неумехи огромных), но в абсолютном - как подчеркивает автор, по скорости выставления щита он оказался на втором месте после Гермионы. Теорию "почти сквиб" можно благополучно забыть - перед нами практически сформировавшийся юный волшебник, овладевший навыками боевой магии, который, если понадобится, очень даже сможет за себя постоять. И возможность продемонстрировать на практике все, чему он научился на занятиях, предоставляется очень скоро. Что характерно - Гарри поначалу не хочет предоставлять ему этот шанс. У него давно и прочно сформировалось представление о Невилле как о забывчивом растяпе, и то, каких успехов тот добился на занятиях в Армии Дамблдора, это представление, получается, поколебало не так уж сильно. He knew Ron was thinking exactly what he was: if he could have chosen any members of DA, in addition to himself, Ron and Hermione, to join him in the attempt to rescue Sirius, he would not have picked Ginny, Neville and Luna.
Однако на деле возможности выбирать у него не было - и получилось так, что самонавязавшиеся спутники проявили себя с совсем даже неплохой стороны. Особенно Невилл. В сражении в Министерстве не все его заклинания били точно в цель, но дрался он отчаянно и храбро - не сдаваясь ни после сломанных носа и палочки, ни после Crucio от Беллатрикс.
Вот завершающий аккорд, с которым он выступил в битве:
'AARGH!'
Neville had come lunging out of nowhere; unable to articulate a spell, he had jabbed Hermione's wand hard into the eyehole of the Death Eater's mask.
Если он не вел себя во время этого сражения как настоящий гриффиндорец - то кто же тогда настоящий гриффиндорец?
Не забывает Роулинг в пятой книге и поднятую в четвертой тему родителей Невилла. Очень характерен эпизод, в котором он набрасывается на Малфоя после того, как тот, кривляясь, изображает паценитов психиатрического отделения Святого Мунго. Невилл выкрикивает при этом: "Not. funny. don't"
Это not funny откликается эхом и в знаменитой сцене в больнице, когда Алиса протягивает Невиллу фантик от конфеты: Neville looked around at the others, his expression defiant, as though daring them to laugh, but Harry did not think he'd ever found anything less funny in his life.
Здесь, мне кажется, объясняется, что Августа Лонгботтом была не права - Невиллу действительно не было стыдно за своих родителей, он только отчаянно не хотел, чтобы кто-то смеялся над ними.
В самом конце книги Гарри узнает шокирующую новость - оказывается, Избранным мог бы оказаться не он, а Невилл. Сам автор дает нам время подумать - а действительно ли он мог бы им стать? И дает совершенно однозначный ответ в седьмой. Но мы не будем перескакивать - и остановимся сначала на шестом курсе.
Шестой курс
И вот мы дошли до той самой параллельной сцены в Хогвартс-Экспрессе. Начинается она, казалось бы, с той же ситуации - Гарри садится в одно купе с Невиллом и Луной (компании которых, как мы помним, год назад он предпочел бы смеющихся над его шутками крутых друзей). А Невилл, несмотря на проявленный в Министерстве героизм, все тот же увалень - ползает по всему купе за убегающим Тревором и стукается при этом головой о сиденья. Вот и Ромильда Вейн появляется в купе - и бросает многозначительный взгляд на нелепо торчащий из-под сиденья Невиллов зад.
'You don't have to sit with them.'
'They're friends of mine,' said Harry coldly.
На что Луна, когда Ромильда уходит, говорит ему:
'People expect you to have cooler friends than us'.
И Гарри ей отвечает:
"You are cool. None of them was at the Ministry. They didn't fight with me.'
Коротко и ясно. Наконец-то Невилл для него превратился в настоящего боевого товарища, которого Гарри не будет стесняться ни в какой ситуации.
Но нам тут же дают понять, что при всех своих новообретенных боевых качествах во многом Невилл остался прежним - и внимание учителя воспринимает прежде всего как потенциальную головомойку. Красноречива его реакция на приглашение в купе к Слагхорну. "But what does he want me for?" asked Neville nervously, as though he were expecting detention. И после, когда уже стало понятно, что никакой отработки ему не назначат - и вообще, Слагхорн совсем не страшный, он явно чувствует себя у него в купе не в своей тарелке и рад, когда аудиенция наконец завершается. Невилл не из тех людей, что будут чувствовать себя свободно и раскованно в подобной ситуации - и эта черта характера из тех, что уже, наверное, никогда и не изменится.
Также в самом начале шестой книги поднимается тема взаимоотношения Невилла с бабушкой. Про Августу Лонгботтом мы уже знаем, что это женщина строгая, авторитарная и в отношении своего внука совершенно не отличающаяся тактом (чего стоит ее фраза в больнице, обращенная к школьным друзьям Невилла, - мол, мальчик хороший, но до отца не дотягивает). Конечно, вариант для такого ребенка не самый удачный - но родственников не выбирают, и бабушка, при всех недостатках, внука искренне любит. Между пятым и шестым курсом в их отношениях явно случился переломный момент - когда она наконец-то поняла, что Невилл вырос ничем не хуже ее сына Фрэнка (she was really pleased. Says I'm starting to live up to my dad at the long last). Вообще, на шестом курсе Невиллу везет с признанием в глазах строгих, авторитарных женщин. Вот и профессор МакГонагалл, которая, как подчеркивает автор, еще ни разу до этого не хвалила его ни за что, говорит, что пора бы бабушке гордиться внуком - таким, какой он есть, особенно после того, что произошло в Министерстве. Заниматься своим предметом на продвинутом уровне при этом не берет - но хвалит совершенно искренне. Вот этот момент - полного и безоговорочного признания декана, от которой он до этого получал только выволочки, - он для Невилла, безусловно, бесценен.
Далее в шестой книге про Невилла говорится мало, но достаточно показателен финал, когда Невилл принимает участие в сражении с Пожирателями Смерти в Хогвартсе - наравне со взрослыми, с членами Ордена Феникса. Люпин и Тонкс, рассказывая Гарри о том, что случилось, пока его не было, упоминают Невилла как равного - как своего боевого соратника.
7 курс
Одна из поклонниц "Гарри Поттера" сразу по горячим следам после выхода седьмой книжки делилась эмоциональными впечатлениями от прочтения - и про Невилла тоже не забыла. Ему было посвящено в ее впечатлениях всего две фразы, зато очень экспрессивные: "Neville is sex! I will marry him!"
Это бесхитростное эмоциональное восклицание интересно прежде всего тем, что оно, в общем и целом, отражает результат последнего этапа формирования личности рассматриваемого нами персонажа. Если в предыдущих книгах Невилл мог внушать жалость, сочувствие, уважение - но вряд ли кто-нибудь из читающих книги девочек, девушек и женщин серьезно мог думать о нем в вышеприведенном мной ключе. Однако после прочтения седьмой книги это восклицание уже не удивляет. Почему?
Процесс формирования героя, основные вехи которого нам были показаны на протяжении предыдущих шести книг, в седьмой нашел свое логическое завершение - опять-таки, безо всяких чудесных превращений. Невилл не "сильно изменился за лето", он просто ни разу не сворачивал с пути, который избрал для себя и движение по которому было для него делом гораздо более сложным, чем, допустим, для того же Гарри. Если последний, за взрослением которого мы пристально следили все семь книг, изначально все-таки имел в себе лидерские качества и психологию героя (если не я, то кто же), которую в нем к тому же самым тщательным образом культивировал Дамблдор (вспомним его небрежно брошенное Снейпу в первой книге "присмотри за Квиреллом" - знал, что тот опасен - и предоставил юному герою разбираться с этой опасностью), то Невилл... все сам, и каждый, каждый раз - выше головы. Работал над собой, преодолевал, а еще - наблюдал, подмечал и перенимал: "The thing is, it helps when people stand up to them. It gives everyone hope. I used to notice that when you did it, Harry" - говорит он Гарри в 29 главе седьмой книги.
Первая же его фраза, обращенная к Аберфорту: "Oh, Ab, there might be a couple more people on the way. Just send them down the passage when they get here, will you? Thanks a lot" - тут же выдает, что в обретении уверенности в себе Невилл поднялся еще на одну ступень. Обратим внимание - в этой фразе нет ни тени нерешительности, застенчивости и заискивания - спокойная констатация факта и практически прямое указание, замаскированное под вежливую просьбу. Отказа это указание не подразумевает вообще. Некогда стеснительный и страшно неуверенный в себе ребенок вырос в решительного лидера, и поспособствовало этому то, что именно в седьмой книге ему пришлось столкнуться с этим же самым "если не я, то кто же" - ведь Гарри не было, и Невилл занял в деле школьного сопротивления новому порядку его место - не потому, что очень хотел выдвинуться на передний план и заслонить остальных, а просто потому, что больше было некому. Про такого человека можно сказать "обыкновенный герой" - герой без пафоса, красивых жестов и трескучих фраз.
Недаром и автор любит показывать его героизм с бытовой стороны. Какая, казалось бы будничная фраза, описывающая его в 34 главе: Neville leaned against the doorframe for a moment and wiped his forehead with the back of his hand. He looked like an old man. Then he set off down the steps again into the darkness to recover more bodies, - но как удивительно цепляет. И сложно представить себе, насколько же он действительно повзрослел и постарел за эти страшные часы перед рассветом.
Впрочем, единственный раз Роулинг все-таки дала ему покрасоваться - когда просто необходимо было: нельзя все-таки Невиллу было остаться без совсем уж красивого и публичного звездного часа. И весь эпизод в 36 главе, когда он дерзко отвечает Волдеморту, а затем появившимся в шляпе мечом Гриффиндора отрубает голову Нагини - именно такой звездный час. Нельзя не отметить, что и тут вещественное выражение его героизма было подобрано автором очень правильно: то, что оно проявилось не в убийстве Беллатрикс (или кого бы то ни было еще из Пожирателей), а в отчаянно смелом противостоянии самому страшному темному волшебнику и расправе со змеей. Этим она еще раз подчеркивает, что Невилл не убийца и не разрушитель, его дело - сажать и взращивать всходы, а не карать врагов, сводя старые счеты.
А один из самых прекрасных моментов, пожалуй, во всей книге - это когда уже после боя Невилл сидит за длинным столом своего факультета и ест, а гриффиндорский меч вот так запросто лежит рядом, вызывая восхищение у окружающих детей.
Победа достигнута, точка поставлена - и пора возвращаться к мирным занятиям, созиданию и взращиванию. Наверное, никто не удивился, прочитав в эпилоге о том, что Невилл остался в Хогвартсе и стал учителем гербологии. Я бы не удивилась и тому факту, что он со временем стал деканом Гриффиндора, - в конце концов, если не он, то кто же? Настоящий гриффиндорец - обыкновенный герой Невилл Лонгботтом.
четверг, 2 апреля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий