четверг, 15 января 2009 г.

Без заголовка

03.01.2009 в 00:36Пишет Arin Levindor:

Шанхайский полдень

Гловоря о модерне,ар-деко Европы и Америки, совершенно незаслуженно забываем,что в это же самое время Азия тоже переживала небывалый подъем во всем. Давайте посмотрим на примере одного из самых удивительных городов мира-Шанхае. Предупреждаю только- русских эмигрантов в постах не будет,это тема для отдельного разговора.Не хочу просто складывать все яйца в одну корзину

В просторечии в России "шанхаем" частенько именуют убогое скопище лачуг, бараков, обветшавших зданий, которые давно пора просто сгрести бульдозером. И основания для такого заимствования, конечно же, были. В девятнадцатом веке в Шанхае было расположено самое крупное производство по меркам Азии: на фабриках и заводах работало более 200 тысяч рабочих. Здесь производился знаменитый на весь мир натуральный шелк, но и огромное количество не менее знаменитого опиума, запах которого буквально висел в воздухе. Бедняки в жалких лохмотьях, проститутки, криминальный мир в убогих лачугах.. Шанхай 20-30-х годов двадцатого века считается местом самого крупного иностранного капиталовложения в мире: одни только англичане вложили в город около 400 миллионов фунтов стерлингов. Именно тогда Шанхай буквально стал частью западного сознания, как Париж или Нью-Йорк.

В первой половине XX в. Шанхай стал культурным и экономическим центром Восточной Азии и воспринимался как место появления всего самого современного в Китае. Именно здесь появился первый в Китае автомобиль и современная система канализации. Шанхай также стал полем интеллектуальной битвы между социалистическими писателями, придерживавшихся критического реализма (Лу Синь, Мао Дунь), и более "буржуазными", романтическими и ориентированными на эстетику авторами (Ши Чжэцунь, Шао Сюньмэй, Е Линфэн, Чжан Айлин).

Помимо литературы Шанхай также стал колыбелью современного китайского театра и кинематографа. В Шанхае был снят первый китайский короткометражный фильм "Трудные супруги" (難夫難妻, 1913) и первая китайская художественная кинокартина "История о том, как сирота спас дедушку" (孤兒救祖記, 1923). Шанхайская киноиндустрия достигла расцвета к началу 1930-х гг., в ней появлились звёзды, которых сравнивали с Мэрилин Монро, например, Чжоу Сюань, окончившая жизнь самоубийством в 1957 г. После окончания Второй мировой войны и последовавшей за ней революцией многие шанхайские деятели кино эмигрировали в Гонконг и внесли огромный вклад в развитие гонконгского кинематографа.

Помните, с чего начинается фильм "Индиана Джонс и храм судьбы"? С развеселого балагана, мужчин сплошь во фраках и бабочках и надписи: "Шанхай, 1935 год". Да, Шанхай тридцатых годов уже ушедшего века - легенда: девушки с осиными талиями и перманентом на жестких азиатских волосах, губки бантиком, опиумные трубки и праздник без конца. 70 лет назад воздух этой столицы мод был наполнен ароматом кофе, запахом настоящего французского вина и тонким местным диалектом. Это был город нуворишей, приобретавших и терявших состояния за один вечер, игроков, наркоманов, денди, миллионеров, миссионеров, гангстеров, город, где зарождались революции, и который не переставал танцевать, даже когда на улицах уже гремели выстрелы этих самых революций.

Когда британцы открыли здесь свою концессию в 1842 году после первой опиумной войны, это был небольшой и вполне заурядный городок. За британцами последовали в 1847 году французы, в 1863 было образовано международное поселение, а в 1895 пришли японцы, и город оказался разделенным на отдельные районы, которые не подчинялись китайским законам. Население Шанхая в середине XVIII века составляло 50 тысяч человек, к 1900 году в городе было уже больше миллиона жителей. В легендарные тридцатые иностранных поселенцев было более 60 тысяч, и это был самый крупный порт в Азии. В одном Шанхае было больше автомобилей, чем во всем остальном Китае вместе взятом. Город строился за счет торговли опиумом, шелком и чаем, здесь находились знаменитые на весь мир банки и бордели.

Знаете ли вы, что название одной из крупнейших сегодня в мире банковских корпораций HSBC переводится как "Банковская корпорация Гонконга и Шанхая", и ее здание на Бунде - одно из самых красивых в городе (хотя сегодня принадлежит уже другому - китайскому - банку). Одни только британцы вложили в развитие города 400 млн. старых, а потому более ценных фунтов. Но вот парадокс истории: именно в Шанхае в 1921 году прошел учредительный съезд Коммунистической партии Китая, которая и "освободила" город ото всех соблазнов и пороков в 1949 году. С тех пор Шанхай неизбежно приобрел китайские черты, став барометром настроения нации. Культурная революция Мао Цзэдуна тоже началась в Шанхае.

Ар деко - стиль с его геометрическими линиями и изысканными кривыми, яркими красками и стильной сдержанностью, в самой Европе и США представлен не так уж и богато, поскольку его расцвет совпал с большой экономической депрессией 30-х годов прошлого века.

Подлинными центрами ар деко в итоге, по иронии судьбы, стали не Париж, Лондон или Нью-Йорк, где, конечно, шедевры ар деко сохранились (хотя бы в самом популярном образце его - "Крайслер Билдинг" в Нью-Йорке), а в городах провинциальных, которых депрессия коснулась не столь безжалостно. Например, в городе Напье (Новая Зеландия), застраивавшемся после землетрясения 1931 года, в Майами или в столице Эритреи Асмаре, сохранившей следы недолгой итальянской империи, и, наконец, в Шанхае.

Здесь, в Шанхае, в тридцатых годах были еще богатые люди и их потомки, которые строили на широкую ногу, вдали от надвигавшейся на Европу войны, частные роскошные дома и гостиницы. Одна из таких знаменитых своей роскошью гостиниц Шанхая - "Катай" - и сегодня остается одной из самых великолепных гостиниц КНР.

Среди прочих культурных явлений, возникших в Шанхае, также можно отметить чёнсам - осовремененный вариант традиционного маньчжурско-китайского женского платья ципао. Чёнсам впервые стали носить в Шанхае в 1910-х гг. Эта одежда подчёркивала стройность женщины, внизу платье имело длинные разрезы вдоль ног. Платье резко контрастировало с традиционным ципао, скрывавшем фигуру. Чёнсам носили вместе с западными пальто и шарфом, и этот образ стал своего рода символом Шанхая того времения и всего восточно-азиатского модерна в целом. Западная мода менялась, эти изменения сказывались и на чёнсаме: в моду входили закрывающие шею платья без рукавов, платья с рукавами в виде колокольчиков и кружева из чёрной тесьмы по кромке платья. К 1940-м гг. корсаж чёнсамов стали делать из прозрачного чёрного украшенного бисером материала, в том числе из бархата. Чуть позже в моду вошли клетчатые ткани. В 1949 г. вместе с революцией закончилась эра чёнсамов и моды в привычном понимании этого слова. Однако в последние десятилетие индустрия моды вновь быстрыми темпами набирает обороты. В Шанхае по крайней мере один раз в неделю проходит показ мод. Как и в архитектуре, шанхайские дизайнеры пытаются создать свой стиль, основанный на синтезе западных и традиционно китайских мотивов.

После того, как маньчжуры в 17-ом веке захватили и установили свою власть в Поднебесной, они образовали новый класс людей, в который входили преимущественно сами маньчжуры и знать, отличительной чертой которых были собственные знамёна - различные флаги (ци), а сами эти люди стали называться "знамённые" (цижэнь). Впоследствии понятие "знамённые люди" превратилось в нарицательное, и так стали называть вообще всех маньчжуров. Обычно маньчжурские женщины носили платье, состоящее из одного предмета, которое так же получило название "ципао" или "платье знамённых" ("пао" - "платье, халат"). Несмотря на то, что Синьхайская революция 1911 года свергла правление (маньчжурской) династии Цин и внесла радикальные политические изменения в жизнь общества, этому виду женской одежды удалось выжить, и с некоторыми позднейшими усовершенствованиями, стать традиционным платьем китайских красавиц.

Не доставляющее хлопот при надевании и удобное в носке, ципао отлично подчеркивает фигуру китаянок. Высокий воротничок платья застёгивается под самую шею, а рукава могут быть как совсем короткими, так и во всю длину - это зависит от времени года и предпочтений хозяйки. Платье запахивается на правую сторону и закрепляется специальными застёжками-петельками. Свободное по груди, прилегающее по талии, и с двумя разрезами по бокам, оно сочетает в себе всё необходимое, для того чтобы как нельзя лучше подчеркнуть красоту женских форм.

Ципао не так-то уж сложно в пошиве. Для него не требуется ни большого количества ткани, ни каких-либо аксессуаров, как, например, ремней, шарфиков, поясов, оборок и прочих вещиц.

Ещё одна прелесть ципао состоит в том, что будучи изготовленным из самых разных тканей, и с варьирующейся длинной, оно может носиться как повседневная одежда, и в то же время надеваться различных в официальных случаях. И в той, и в другой ситуации ципао создаёт впечатление простоты и мягкого очарования, изящества и опрятности.

С период 20-х --- 40-х годов прошлого века китайская женская одежда пережила самый блестящий этап своего существования. А 30 годы были пиком этого периода. Именно в это время ципао заняло свое неизменное место на арене моды и стало типичным образцом китайской женской одежды. Ципао- одежда горожанок, в деревнях такое платье надевают обычно по праздникам. Но в 50 и до 80-х годов ципао теряет свое ведущее место в мире китайской одежды.

А в последние десять лет, ципао опять появилось на китайских и международных подиумах и начало пользоваться успехом. Сегодня большинство китайцев одеваются по-европейски, однако по праздникам или по случаю свадебной церемонии многие, люди, особенно женщины, предпочитают носить традиционную одежду, в частности, платья "ципао". Кроме того, ципао часто носят как парадный национальный костюм по поводу разных международных встреч и торжественных случаев.

Сегодня существуют две школы ципао- пекинская и шанхайская, которые представляют два разных стиля. Шанхайское ципао обладает европейским стилем и фасоны его разнообразны. А пекинское Ципао отличается сдержанностью и скромностью.

Хотя империя Цин уступила в 1911 г. место Китайской Республике, Ципао пережило революционные бури, так и оставшись любимым нарядом китаянок. Пока мужчины крушили тысячелетнюю монархию, в Китае возникла новая каста богатых "европеизированных" китаянок, свершивших революцию в китайской моде. Устав от старомодных роб широкого покроя, шанхайские красавицы 20-х гг. 20 в. породили новый стиль, который, в пику всем конфуцианским запретам, не скрывал, а подчеркивал красоту их тел. Длинные рукава были внезапно отрезаны, а материя стала тонкой и тесно облегающей силуэт. Нежно обняв фигуру, новое Ципао смело подчеркнуло каждый изгиб женской талии, груди и бедер. Оно выставило тело китаянок в столь невиданном свете, что пораженные этим откровением консерваторы тут же заклеймили Ципао как немыслимо вульгарное, варварское и даже "слишком западное" платье.

Но, вопреки всем ханжеским выпадам, Ципао без малейшего труда завоевало статус неофициальной национальной одежды и дополнилось такими некитайскими аксессуарами, как туфли на шпильках, шелковые чулки, маленькие сумочки и меха. Внимание Запада Ципао привлекло в 40 гг. 20 в. Немалая заслуга в этом принадлежит жене Чан Кай-ши, "мадам генералиссимус" Сун Мэй-лин, щеголявшей в Ципао перед Конгрессом США и в обществе таких джентльменов, как Рузвельт и Черчилль.

В западных послевоенных фильмах ципао стало атрибутом грустного образа мадам Баттерфляй (фатальная жертвенность, смерть за шанс соприкосновения с западным миром). Печальное, сексуальное и жертвенное Ципао нередко выставляло азиатских женщин в обманчивом свете: этаких возвышенных богинь, покоренных и соблазненных белыми мужчинами. Наиболее типичный пример - кинофильм 60-х "Мир Сюзи Ван", где неотразимый красавец Уильям Холден играет роль иностранца, втянутого в роман с роковой Нэнси Хуан из Гонконга.

В этой картине американская актриса китайского происхождения создала образ загадочной женщины, оказавшейся проституткой с добрым сердцем, а заодно и с маленьким сынишкой. Благодаря фильму ципао прославилось как "платье Сюзи Ван" и даже как униформа "девушек по вызову".

В фильме "Любовь - во многом великолепная штука" Уильям Холден вновь появился в роли заезжего сердцееда, закрутившего роман с еще одной таинственной женской фигурой в ципао. Американка Дженнифер Джонс сыграла в этом фильме женщину-врача (европеянку), чья кипящая страсть к Холдену закупорена в оболочку голубого в обтяжку ципао.

http://www.atowngraphics.com/shanghai/

http://world.lib.ru/w/walentin_l/qipao.shtml

http://www.abirus.ru/o/rea2-1.htm

http://russian.cri.cn/202/2008/06/13/1@239582.htm

http://www.superstyle.ru/22mar2006/tcipao?page=0

http://russian.10thnpc.org.cn/photos/txt/2008-01/25/content_9589697.htm

http://www.zitantique.com/poster.html

http://www.labtour.ru/tour/China/china-shanghai.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BD%D1%85%D0%B0%D0%B9

http://www.qb.uz/russian/china

http://www.architektor.ru/ai/doc_view.html?140

URL записи

Комментариев нет:

Отправить комментарий