среда, 13 января 2010 г.

Владычица дремучего бора



Я опять к ней, к этому страшному и такому таинственному персонажу детских сказок и испугов - Бабе Яге. Не Белоснежка и не Красная Шапочка будоражили мое детское воображение, а эта косматая хитрая старуха. Тогда я не задумывалась от куда и зачем она взялась в сказках и впервые узнала о ее рождении что-то более ясное на первом курсе филологии, на лекции о народном фольклоре.

  

Вика повествует о том же: Ба́ба-Яга́ - популярный персонаж фольклора у славян, старуха, наделённая магической силой.

Происхождение образа: в древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги - отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога».

Трактовок этого образа очень много.

Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Двойственная  природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить.

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых.

Сторонники славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видят принадлежность её сразу к двум мирам - миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI-IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху - „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)».

  

А еще Бабу-Ягу можно отождествить со змеей.

«Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя» <Лаушкин, 1970>. По мнению К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея - человек со змеиным хвостом - одноногий человек - хромой и т. п.). В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея" не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом „земля" - „ползающая по земле"», - пишет О. А. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга <Черепанова, 1983>.

Я запомнила два детских сна, повергших меня в дразнящий ужас. Удивительно насколько хорошо я помню те ощущения, хотя мне было лет 6 - 7. Мое сознание явило два образа Бабы-Яги - маленький и большой.

Первый соно маленькой Бабе-Яге: холодное время года, глубокая осень или зима. Я, маленькая в детских колготках на босу ногу выхожу на балкон и смотрю в сторону недалекого леса, покрытого густым вечерним мраком (мы тогда жили на 2 этаже и с балкона была видна стена леса в 1.5 км от дома). Затем я оказываюсь в комнате, за балконной дверью. Гудит телевизор, показывая советские передачи. Родители где-то в стороне, в гостях или спят. Я одна. И вдруг вижу - всколыхнулись занавески! Из мрака, со стороны леса примчалась в ступе маленькая, темнокожая и носатая Баба-Яга. Она была даже чуть ниже меня ростом, сгорбленная. Схватила меня за руку и с необыкновенной силой потянула к себе в ступу с намерением уволочь в лес. Молча, настырно. Жуть!

Второй соно большой Ведьме (та же Яга): я опять дома одна, сижу у окна на кухне, смотрю во двор. А на дворе жаркое, липкое лето. Люди туда-сюда ходят. Кто-то закатывал в подвал велосипед и оставил подвальную дверь открытой. И вот тут меня как бы отрубает от внешнего мира. Исчезают люди и жизнь. Я вижу как из подвальной ниши на тротуар (вот странность то!!!) падает разноцветная тень огромной, гумманойднообразной Ведьмы. Именно тень и именно разноцветная (как пятно разлитого на бетон машинного масла). Тень была длиною, судя по моим воспоминаниям, около пяти метров. И самое жуткое было то, что она - именно тень - смотрела на меня! в жаркий день словно холодом дыхнуло и мне захотелось спрятяться от страха.

Вот.

А это один из моих самых любимых воплощений Бабы-Яги на экране (в мульте про Кузю):

  

Ну чем не любопытный персонаж?

Комментариев нет:

Отправить комментарий