Ездила вчера на ознакомительную практику в детский дом в Железнодорожном (Ален, очень жаль, что не получилось к вам заглянуть).
Детский дом открытого типа (т.е. для обычных детишек, без "отклонений"), живут там чуть больше ста человек от трех до восемнадцати лет. Здание новое, просторное, евроремонт. Детишки одеты вполне прилично. Персонала почти достаточно, даже психологов два, на младшую группу четыре воспитателя. С психологом им очень повезло - активная, очень позитивная девушка, постоянно их тормошит, куда-то водит, организовала комнату с элементами Монтессори для малышей, привлекает ребят из гимназии Железнодорожного - те приезжают, играют с младшими, общаются. Организует переписку. Вообще, детдомовским ребятам очень не хватает общения с внешним миром. Сейчас ситуация стала потихоньку улучшаться, а раньше они были как за железным занавесом, что для малышей, и так лишенных семьи, критично. Поэтому детдомом всячески приветствуется патронаж.
У дд были хорошие спонсоры, но кризис подкосил прежде всего благотворительные проекты, положение неуклонно ухудшается.
Дети в этом здании именно живут - в школу они ходят в городскую, многие дополнительно занимаются в музыкальной, ну и, конечно, эти ребята - победители многочисленных спортивных состязаний. Детей там не обижают, всякие страшилки про воспитателей-извергов и дедовщину - не про этот ДД (хотя раньше, когда детдом еле выживал, было всякое). На стенах висит всяческая полезная информация, начиная от телефонов доверия и заканчивая конвенцией о правах ребенка.
Это о более-менее приятном. Все остальное - проблемы. Не буду сейчас поднимать вопрос о самой главной проблеме - воспитании вне семьи, депривации и прочем, но и без этого очень много трудностей.
Прежде всего меня поразил тот факт, что практически не существует никаких методик, знаний и курсов о том, как работать с детьми-сиротами. Ни воспитатели, ни педагоги, ни родители-усыновители в своем большинстве не знают (и не желают знать) о специфике таких детей. Со школой постоянные конфликты ("Ваши дети - гадкие, их надо в коррекционный интернат" - и ребенок отправляется туда, а это тупик), воспитатели встают в позу ("Мы тут десять лет работаем, будут тут учить всякие, сами знаем все", впрочем, как и учителя), усыновители возвращают детей ("Он непослушный", "Она глупая какая-то").
Но более того, и психологи, работающие в детдомах не обладают специальными знаниями - их попросту нигде не дают! Нет такого направления!
Дело в том, что в нашей стране дети-сироты проходят по "ведомству" клинической психологии, т.е. считается, что таких детей надо лечить. Остальные направления не развиты. И это несмотря на то, что в нашей стране весь прошлый век проблема сирот была более чем актуальна!
Отдельных слов "заслуживают" родители-усыновители, которые берут ребенка из детдома не потрудившись понять с чем они будут иметь дело. Да, есть курсы для таких родителей, но курсы эти - дело сугубо добровольное, а большинству некогда заниматься подобной "ерундой". Тех, кто потом откажется от ребенка, видно чаще всего сразу, но отказать в усыновлении детдом не имеет права. Если все документы собраны, никого не волнует - насколько семья готова принять такого ребенка.
Вообще говоря, большие детдома - это неправильно. Корректировать, развивать таких детей можно только если работать с ними индивидуально. Но индивидуальная работа с сотней человек невозможна.
Неправильно и то, что ребята не включены в хозяйственную деятельность. Кроме мытья полов дважды в день (а потом приходит уборщица и убирает в третий раз, так что можно не напрягаться). Они не знают цену деньгам или вещам, поэтому при выходе из детдома зачастую продают свою квартиру, а все средства, накопленные на счете, спускают. Они очень щедрые именно поэтому.
Они не знают что такое нормальная семья, зато знают, что такое коллектив и живут зачастую "коммунами", а своих детей отдают.. в детский дом ("Ну мы же вросли, и ничего").
В общем-то проблемы воспитания детдомовских детишек очень похожи на проблемы воспитания домашних детей, только они более выпуклые, более яркие. У меня пока очень смутные мысли на этот счет, но теперь я стала лучше понимать, почему многие выдающиеся учителя начинали работать именно с сиротами и проблемными детьми - все проблемы детства как на ладони.
Очень много получилось, а сумбура в голове еще больше. Вот еще несколько фактов:
Дети, от которых отказываются приемные родители, попадают в другой детдом.
Когда они сочиняют модель "идеальной семьи", в конце-концов члены этой семьи спиваются или совершают преступление.
У них очень мало личного пространства - даже информация по успеваемости вывешена на стендах в коридоре.
В группе дошколят идеальный порядок - все игрушки расставлены по полочкам.
На одного ребенка по нормам государства полагается одна пара носок на полгода.
понедельник, 23 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий