пятница, 30 января 2009 г.

Без заголовка

Вспомнилось про "Двенадцатую ночь" Шекспира. Которую я и загадала в угадайке.

Мне всегда жутко нравилась эта комедия! В любом виде. А это неспроста.

Сначала, в раннем детстве я смотрела телеспектакль, по телевизору (вместе с родителями, конечно ). Мне и тогда понравилось, хотя мама шипела, что фильм лучше! Не помню уже, кто там был задействован... Помню, что играл К.Райкин - то ли Фесте, то ли сэра Эгьючика. Но помню чувство восторга и эйфории.

Потом удалось и кино посмотреть. Про кино, в общем, все знают - это радость, это яркость, вечный праздник и все в таком духе. К.Лучко, М.Яншин, Г.Вицин, А.Ларионова... И сейчас один из самых любимых фильмов.

Наконец, случилась неожиданная удача (тогда с книгами была напряженка!), и мне удалось ухватить в магазине толстенный том "английская комедия". что-то в этом роде. И открывала этот том как раз "Двенадцатая ночь".

Ну, она мне и в виде голого текста понравилась! И даже лучше, потому что при вдумчивом и тщательном прочтении открываются всякие нюансы ... Я ее правда прочитала много-много раз.

Потому что у меня там появился любимый герой! За которого можно болеть и переживать, рассматривать его сцены и выходы в разных ракурсах и придумывать что-нибудь фанфишное с его участием.

И это, конечно, сэр Тоби Белч! Его светлый образ, на мой взгляд, остался не до конца раскрытым!

Вот что толку рассматривать в плане любимых героев Виолу и Себастьяна, а также Орсино и Оливию? Это же просто романтические герои... Для красоты. По законам жанра. Ну и что? А вот сэр Тоби...

Во-первых, мне отчетливо явилось в видении, что его образ трактуют неверно! Яншин - чудо как хорошо сыграл, но не обязательно на этом зацикливаться! Почему-то считается, что сэр Тоби - это должен быть такой веселый толстяк, а сэр Эгьючик - это такой задохлик... А мне сдается. что должно быть наоборот! Это сэр Эгьючик - смешной маленький толстячок, неловкий и неуклюжий. А сэр Тоби совсем не толстяк, отнюдь! Он должен быть высокий, крепкого телосложения, с выразительной и пронырливой физиономией. Ведь он по тексту кто? Гуляка, бретер и задира. Авантюрист. Наверно, в семье является отщепенцем, про таких важные родственники не любят вспоминать.

Вот Оливия говорит ему, где-то в начале пьесы...

- Ах, дядя, мыслимое ли дело - такой ранний час, а вы уже дошли до полного безобразия!

Ага, стало быть раннее утро. Оливия только проснулась, выполнила свой утренний туалет, помолилась - что там еще делали по утрам знатные аристократки. И тут ей на глаза попалась парочка, крадущаяся домой после ночной гулянки - сэр Тоби и привечаемый им сэр Эгъючик (которого сэр Тоби со своими подельниками явно раскручивает на деньги! )

Я прямо так и представляю! По пьесе получается, что Оливия после смерти брата осталась в полном одиночестве. Может, тогда нахальный сэр Тоби и счел возможным вернуться под родимый кров? Оливия хоть его и бранит, но относится довольно снисходительно... А покойный брат, наверно, совсем не был бы рад видеть у себя такого родственника!

А вот сцена ночью, когда сэр Тоби и сэр Эгъючик вовсю пьянствуют во дворике... Появляется Мария, которая прикрикивает на них и говорит, что Оливия послала ее прекратить шум. А сэр Тоби отвечает:

- Твоя госпожа - сущая эфиопка!

Да, где-то тут Оливию можно понять. Нелегко ей приходится. С таким дядей трудно целыми днями размышлять о возвышенном и божественном...

А то, что сэр Тоби - не слабый боец, тоже показывается в тексте! Когда эта теплая компания устроила очередной загул, с организацией фиктивной дуэли между Виолой и сэром Эгъючиком, там же в разгар веселья появляется Антонио и с воплем, что сейчас разберется, выхватывает шпагу и кидается в драку. А Антонио у нас кто? - пират и контрабандист! То есть, человек привычный к боям без правил. Но сэр Тоби тоже, без раздумий хватается за шпагу... И они с Антонио фехтуют вполне себе наравне. Как минимум. Сэр Тоби даже явно берет верх... правда, может, это я уже досочинила и придумала, точно не помню. (а почему бы и нет? Мы все равно точно не узнаем, так как появились стражники...) Или я и тут путаю? Или это сэр Тоби дрался с Себастьяном? Черт, надо перечитывать!

Для сравнения возьмем конец пьесы. Когда Себастьян натыкается на сэра Тоби и задает ему трепку. Говорит ли это о крутости Себастьяна? Ага, как же! Даже присутствующие лица считают, что сэр Тоби с ним справился бы, если бы не был опять пьян в стельку!

Комментариев нет:

Отправить комментарий