четверг, 30 июля 2009 г.

Дети-жертвы пороков взрослых

Любопытный отзыв психолога о вышеназванной скульптурной композиции повстречался мне в интернете.

" Установка - -=Не думать о скульпторе Шемякине=-

Любая скульптура, особенно выражающая зло, воспринимается как отображение реальности, а уже после, как произведение искусства с воспитательной целью. Это может показаться не совсем понятным, поэтому, позвольте предложить вам маленький, забавный эксперимент. Пронаблюдайте за своей умственной деятельностью, когда вы читаете заголовок статьи. Не смотря на смысл сказанного, скорее всего, мысль о Шемякине все же засела в голове.

Таково свойство нашей психики - если нашему вниманию предлагается некий предмет, рассказ, аллегория и т.д., а потом говорится о том, что не надо об этом думать, то произойдет как раз обратное, все это прочно "осядет" в вашей голове.

Я психолог. И хочу предложить вашему вниманию некоторые соображения по поводу решения установить на Болотной площади в городе Москве памятник, под названием "Дети - жертвы пороков взрослых". Автор М. Шемякин.

"Комсомольская правда" от 28.02.2001 года так описывает сие творение: ".Состоит из пятнадцати фигур. В центре мальчик и девочка играют в жмурки. Вокруг них всякие чудовища. Там есть и скульптуры с человеческими головами, есть и животные. Мне (Шемякину. ред.) как художнику и скульптору захотелось выполнить заданное в реалистической традиции. Для этого я много изучал досредневековую символику различных пороков."

Далее, из контекста статьи следует, что все это делается для того, чтобы лишний раз напомнить человеку о существовании множества пороков. Для пущей убедительности их будут олицетворять скульптуры бесов. Подразумевается, когда дети и взрослые это увидят, то поймут чего надо остерегаться. То есть, создается творение: "Памятник - Назидание".

Назидание это несомненно хорошо. Учиться полезно в любом возрасте. Особенно если познание развивает и поднимает личность человека на все более высокие ступени развития. Но есть назидания, которые девальвируют личность. Развивают ее со знаком минус. Отсюда вопрос: Чему будет учить скульптурная композиция Шемякина?

Давайте отбросим философские споры о художественной ценности проекта и посмотрим на это, что называется, с медицинской точки зрения.

Допускаю, что уважаемый художник Шемякин, а тем более функционеры от власти, не знают о такой научной дисциплине как "психология восприятия". Тем более о процессах запечатления, пример которого приведен в начале статьи. Для того, чтобы быть понятым достаточно однозначно опишу примерный механизм подражания поведения (мышления, целеполагания и т.д.)

В семье, где находится маленький ребенок, а родители постоянно скандалят и поучают ребенка о том, что так как они ведут себя, ему в будущем вести себя нельзя. То, как вы думаете, что запомнит ребенок? Подсознание ребенка запомнит реальные события, без родительской интерпретации. И когда он вырастет, то, помимо своей воли, именно так он и будет себя вести в семейной жизни.

Другой вариант - взрослые люди. Где человек может увидеть реальное проявление пороков? Конечно там, где само общество их концентрирует. Я говорю о местах заключения. Если рассуждать "по Шемякину", то должно получиться следующее. Побывав в таких местах и насмотревшись всего вволю, человек должен навсегда отвернуться от пороков. В реальности, запечетленное людьми в зоне, начинает руководить ими на воле.

Исходя из всего вышесказанного, смею утверждать, что подобному монументу место в салоне авангардистов, где извращенное шизоидным мышлением художественное сознание, найдет в нем иной смысл, чем видно на самом деле. Ставить такой памятник в общественном месте где гуляют дети, опасно для их психики. Поскольку будет происходить тихая зомбификация населения на предмет легализации порочных устремлений. Ведь скульптура это реальная вещь, это идол - метафора материализации порока.

Я не философ и не художник, я медицинский психолог, но, тем не менее, хочу посоветовать господину Шемякину:

- Если вы хотите повернуть общественное сознание к моральному развитию, то показывайте путь "куда" идти, вместо того "от чего" идти. Ведь известно: с тьмой бороться бесполезно, надо зажигать свет.

В таком случае, например, в вашей композиции центральная часть осталась бы прежней, а вместо чудищ было бы двенадцать ангелов света, которых дети не видят из за невежества взрослых.

10/2003г.

психолог Подхватилин Н.В.

сотрудник ФППМ ВШК 2002-2004"

взято с сайта http://centercep.ru/

Сама я эту композицию видела и определится с отношением к ней не могу. Как, впрочем, и с отношением к этой статье. Мысль проскользнула интересная, тем более что автор компетентен в рассматриваемом вопросе. Уж кому, кому, а медецинскому психологу виднее. Хотя с зомбированием детей он, по моему, перегнул палку. Пример родителей, вот отправная точка развития личности. Причём пример личный, а не словесный. Я бы сказала, что показывать "от чего" бежать очень сложно и даже опасно, ведь это что-то должно иметь вид крайне не презентабельный, от чего любой человек отвернётся с отвращением. Что же касается демонстрации светлой цели, к которой надо стремится, так тут тоже не всё так гладко: иногда слишком идилизированный сюжет вызывает своим несоответствием с действительностью лишь лёгкое недоумение.

Я думаю можно долго и безрезультатно спорить(в данном случае сама с собой), но навряд ли отыщеь истину. Хотя, повторюсь, мнение очень интересное и неожиданное. Жаль только автор не упамянул каким понятием именуется в психологии данное понятие. С удовольствием поискала бы информацию, ведь тема на самом деле оооочень интересная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий