В периодической печати все чаще появляются статьи о музыкальном воспитании детей младенческого и раннего возраста. Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции - это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что:
- дети в утробе матери хорошо слышат;
- они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости;
- отличают интонацию: при нервной и встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной - приходит в норму;
- реагируют на музыку. Тревожная музыка - и на личике неродившегося ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а веселая - оживление.
Родители, как правило, развивают ребенка недостаточно. В результате упущено время, начинается угасание возможностей к развитию музыкальных способностей.
Развитие музыкальных способностей до года
До года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу - перерыв в 1-3 сек. - и продолжить слушание еще 20-30 секунд.
В целом за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты. Например, для самых маленьких - 1-3 мес. - наклонившись над малышом, родителям можно спеть одну ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и т.д.
Рекомендации для родителей малышей: пойте малышу даже без музыкального сопровождения, а с 4-5 месяцев можно петь и подыгрывать себе на музыкальных инструментах: ксилофоне или металлофоне, дудочке, детской арфе, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы, палочки и т.д. Из классической музыки рекомендуем прослушивание миниатюрных пьес В.Моцарта для клавира, например, "менуэты" ранних опусов.
Важно учить ребенка выполнять движения под музыку. В 6 месяцев мама может поплясать с малышом, держа его на руках, выполняя движения ритмично, стараясь, чтобы движения менялись в каждом куплете - т.е. в начале каждого куплета. Музыка: можно просто напевать ля-ля или включить запись плясовой (негромко).
Затем усложнять задачу: напевая или включая музыку по записи, пляшем с малышом под двухчастную музыку. Двухчастная форма - это музыкальная форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема АВ). Части контрастны, отличаются новым музыкальным материалом (мелодией), могут отличаться темпом (медленно-быстро), динамическими оттенками (тише-громче) и т.д.
Итак, мы учим малыша вслушиваться в музыку, запоминать и слышать ее изменения. Тогда в начале второго года жизни малыш и без участия мамы, услышав знакомую плясовую, будет самостоятельно повторять движения, даже без пения, только под музыку.
Развитие музыкальных способностей на втором и третьем году жизни
Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие - 4-5 мин.
Цифры - секунды и минуты - приведены здесь для того, чтобы не завышались возможности маленького ребенка и в то же время надо знать, что слушание музыки вполне по силам малышу. Все зависит от его состояния на тот момент, который выбрали для слушания музыки: ребенок хуже слушает музыку, если только что плакал - например, ушла любимая бабушка, или его только что закончили кормить нелюбимой кашей, а может быть, ему просто нездоровится. Когда малыш отвлекается, выражает неудовольствие - нужно сократить время занятия или перенести его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно - можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия.
На втором и третьем году жизни ребенка рекомендуется для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. Малыши видели и птичку, и кошку, и собачку; игрушечных и нарисованных зайку и мишку, машину и дождик. А теперь их "знакомых" изобразит музыка. Рекомендуются пьесы: "Птички", муз. Т.Ломовой или муз. Г.Фрида; "Воробей" А.Руббаха или Е.Тиличеевой; "Кошка" Е.Тиличеевой, "Большая собака" М.Раухвергера; "Медведь" Д.Шостаковича или Е.Тиличеевой или В.Ребикова; "Мишка" М.Раухвергера или Г.Фрида; "Дождик" Г.Лобачева или В.Фере, "Машина" ("Езда в машине") Г.Фрида; "Автомобиль" М.Раухвергера.
Это далеко не полный список. Если родители играют на фортепиано, то найдут еще ряд пьес в нотных сборниках для детского сада (младшая группа). Те, кто не владеет инструментом, могут использовать музыку в аудиозаписи, купив кассеты или компакт-диски. Или обратиться к играющим знакомым и к музыкальному руководителю ближайшего детского сада с личной просьбой записать на кассету хотя бы ряд пьес и песенок.
Уже на втором году жизни ребенка мы включаем в слушание пьесы С.Майкапара "В садике", "Пастушок", "Мотылек", "Маленький командир". На третьем году жизни добавляем пьесы А.Гречанинова "Верхом на лошадке", "Танец"; П.Чайковского, "Марш деревянных солдатиков", "Полька"; пьесу Э.Грига "Птичка"; музыку В.Моцарта.
Музыкальные руководители ясельных групп в детских садах проводят с малышами 2 музыкальных занятия в неделю. Сейчас, работая по программе "Малыш" В.Петровой с малышами проводится еще 1 занятие, третье. На нем дети слушают только классическую музыку композиторов А.Лядова, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Д.Кабалевского, Г.Свиридова, а также музыку И.С.Ваха, К.Дакена, И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Э.Грига, Д.Дворжака.
Как слушать музыку? Непременное условие - тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка - ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа.
Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, "Зайка" и "Мишка". К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы.
Немного о музыкальных инструментах. К детским музыкальным инструментам: металлофону, ксилофону - прилагается аннотация с разъяснением как и что играть. Иногда родители самостоятельно пишут на клавишах название нот: до, ре, ми... - так им легче подобрать и заучить предложенную музыку. Для песенок, исполняемых на детской арфе, прилагается "путеводитель по струнам". Родители подкладывают за струны "шпаргалку" - путеводитель с нарисованной стрелкой, - и следуете за ее движением, играя песенку. Звуки арфы очень радуют детей. Но ребенок должен слушать уже разученную, легко и свободно исполняемую вами музыку. Поэтому учитесь сами, когда малыш не слышит. Не надо исключать слушание музыки, звучащей на других музыкальных инструментах - арфе, дудочке, ксилофоне, бубне.
Как научить малыша подпевать? Родителям нужно петь чаще, не пропускать ни одного дня.
Разучивание песни "с голоса". Чередовать пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Использовать детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
Стараться не искажать мелодию и петь негромко. Избегать преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая родителям, начнет изображать без звука движение рта, и при этом будет гримасничать и кривляться.
Стараться подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные петь спокойно, ласково, тихо; веселые песни - оживленно.
Важно помнить: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, песня "Птички".
Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.
Зернышек я птичкам дам, дам, дам.
Клювиками птички - клю, клю, клю.
Я смотрю на птичек и пою:
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.
Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание "Да", - то, что, собственно, ему по силам.
Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении. Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет "ля-ля", затем, если захочет, "поет" "ля-ля" один. Не захочет один - пойте вместе с ним. Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он "лялякает", "учит" петь игрушечного мишку и т.д. То есть "ля-ля" входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь.
Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни - целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с родителями, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Но если родители знают, что это по силам другому малышу, а их не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как родители сами воспитывают его. Музыкальное движение. Пляски. Малыши на втором году очень любят пляску "Айда!". Мама берет ребенка за обе руки, поет и пляшет.
1 часть(А) Айда, Айда, Айда, Айда, Айда
2 часть(В) Быстро ножки топотали. А мы с Танечкой плясали.(2 строчки повторяются 2 раза)
Отметим, что к концу третьего года дети легко слышат и трехчастную музыку, меняют движения в каждой части. Трехчастная форма - это распространенное построение музыкальных произведений, состоящее из трех разделов, из которых третий является повторением первого. Второй отличается от первого и третьего и часто контрастирует им. Схема: (АВА).
Если в стихотворном тексте пляски в каждом отдельном куплете четко определено действие (похлопай, потопай, приседай, покружись, поклонись), а мама лишь поет, то малыш пляшет сам, без ее участия.
К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой), держа ее перед собой, кружиться-переступать с ноги на ногу, присаживаться и постукивать ногами куклы по полу. Охотно пляшет с платочком, с погремушкой.
Но нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо - но негромко. Не надо предлагать малышу плясать под музыку, не предназначенную для плясок.
Развитие музыкальных способностей через игру
Игра - ведущий вид деятельности детей. В ней малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Его радуют движение и музыка. Игр очень много, они разные - и по задачам, и по возрастным возможностям.
Прятки и "догонялки" составляют основу почти всех игр и на первом, и на третьем году жизни.
Так, например, ребенку 6 месяцев. Малыш прячется сам или прячет игрушку за прозрачный платочек. "Спрятались и нашлись!" Все рады, хлопают в ладошки.
Год и 8 месяцев. Игра "Мишка".
Мишка лежит на скамеечке или стульчике - "спит". Мама и ребенок идут к мишке. Мама поет:
Мишка, мишка, что ты долго спишь?
Мишка, мишка, что ты так храпишь?
Мишка, мишка, мишенька, вставай.
Мишка, мишка, с нами поиграй!
Мишка "рычит", сердится; мама и малыш убегают, прячутся. Мишка ходит, ищет их. Игрушечным мишкой управляет кто-нибудь из взрослых. Мишка "не нашел", ушел спать.
Игра повторяется 2-3 раза. Наконец, мишка "нашел" спрятавшихся, соглашается поплясать, а затем пляшут все. Игра хороша тем, что ребенок начинает подпевать слово "мишка", повторяющиеся много раз, т.е. игра и песенка стимулируют подпевание. В игре есть догонялки и прятки, так любимые маленькими детьми.
К концу третьего года жизни ребенок может участвовать в игре, где 3-5 музыкальных пьес. Малыш сам, ориентируясь только на звучащую музыку, без мамы и без подсказывающего пения, изображает птичку. На каждое действие птички звучит отдельная пьеса. Птичка-малыш то "спит", то "летает", то "зернышки клюет", то быстро "улетает в гнездышко", так как звучит пьеса "Автомобиль" или "Большая собака". На ваш вопрос: "Почему птичка так быстро улетела?", ребенок отвечает: "Автомобиль" или "Собака", то есть малыш узнает музыку.
Подобрать игры по возрасту можно в музыкальных сборниках для детского сада.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш продолжил музыкальное образование уже за пределами своей детской, имейте в виду, что некоторые музыкальные школы Москвы принимают в подготовительные классы детей, начиная с четырех или даже с трех лет.
сообщество гОрОд_ДеТсТвА
суббота, 16 мая 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий